По всем направлениям. Заседанию Совета Министров Союзного государства в Минске предшествовал ряд мероприятий, знаковых для интеграции между нашими странами.

ОДКБ на фоне мировых проблем

В первый день весны Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, являющийся в настоящее время Председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ, утвердил План мероприятий по реализации решений декабрьской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Утвержденный план состоит из  двух разделов. В первый включены белорусские инициативы и приоритеты в период председательства, во второй – мероприятия по реализации решений декабрьской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. По всем направлениям предусмотрены конкретные мероприятия: консультации, учения, тренинги, конференции и т.п. Кроме приоритетов в план также заложены мероприятия по развитию ОДКБ в целом. «Главная задача – это отладка организации, подготовка ее к практическому использованию в случае каких-либо кризисных ситуаций», – отметил Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, находившийся в эти дни с рабочим визитом в Минске.
Среди выдвинутых Беларусью инициатив и приоритетов – создание действенной системы реагирования на кризисные ситуации; миротворческая деятельность в совместном формате ОДКБ–ООН; создание института партнерства ОДКБ; переход к практическим мероприятиям по подготовке миротворческих сил ОДКБ к использованию по предназначению; разработка и утверждение целевой программы оснащения Коллективных сил оперативного реагирования современными вооружением, военной и специальной техникой.
«У нас есть ряд вопросов, которые мы должны обсудить, тем более что, во-первых, Беларусь председательствует в нашей военно-политической организации. Во вторых, фон сегодняшнего нашего разговора не очень приятен, я имею в виду в мире, да и у нас проблем хватает», – сказал Александр Лукашенко, открывая встречу с Николаем Бордюжей. Кроме того, президент предложил обсудить и ряд других вопросов, в том числе белорусско-российские. «Меня будут интересовать и ваши оценки дальнейших перспектив, в том числе Союзного государства и его роли в ОДКБ», – сказал Александр Лукашенко.
Генсек ОДКБ доложил главе белорусского государства о своей поездке в Кыргызстан – ситуации, тенденциях, тех мерах, которые принимаются руководством этой страны по обеспечению стабильности, экономическому развитию, недопущению повторения массовых беспорядков. «Кроме того, там есть достаточно большие вопросы, связанные с активизацией экстремистского подполья, экстремистской деятельности организаций, которые базируются в Афганистане. Эти вопросы мы тоже обсуждали с Президентом», – отметил Генеральный секретарь ОДКБ.

Сбербанк России расширяет присутствие в Беларуси

В Беларуси высоко оценивают деятельность Сбербанка России и готовы расширять его присутствие на белорусском рынке. Таков главный лейтмотив встреч председателя правления Сбербанка России Германа Грефа с  Президентом Беларуси Александром Лукашенко и с главой белорусского правительства Михаилом Мясниковичем.
Александр Лукашенко признался, что поначалу приход в Беларусь столь мощного банка вызывал определенную настороженность, но «по прошествии времени мы видим, что выполнено все, что было обещано со стороны Сбербанка России». Поэтому глава белорусского государства готов обсуждать  ряд дальнейших проектов и вопросов, касающихся работы банка в Беларуси.
Как отметил Герман Греф, за полтора года работы банка в Беларуси перевыполнены все планы. Банк приближается к 1 млрд долларов инвестиций в белорусскую экономику и достаточно успешно вывел Беларусь на внешние рынки. Сбербанк России выступил участником сделки по размещению Беларусью еврооблигаций в 2010–2011 годах на 1,8 млрд долларов и облигаций Беларуси на российском рынке. Кроме того, в полном объеме выполняется совместная программа по финансированию экспорта белорусских товаров в Российскую Федерацию. По словам Германа Грефа, Сбербанк России приступает к новому этапу сотрудничества, а именно намерен полностью переделать технологическую платформу дочернего банка – ОАО «БПС-Банк», который сегодня по ключевым показателям занимает третью позицию среди банков страны. В результате поддержки Сбербанка России в 2010 году ОАО «БПС-Банк» привлечено в семь раз больше иностранных ресурсов, чем в 2009-м. Объем таких средств составил 1,34 млрд долларов  в эквиваленте. Кроме того, этому белорусскому банку были повышены международные кредитные рейтинги, и в настоящее время они являются максимально возможными для финансово-кредитных учреждений Республики Беларусь. Это способствовало увеличению масштабов международной деятельности банка более чем в три раза.
Сбербанк России готов участвовать и в процессах приватизации в Беларуси. О чем Герман Греф заявил на встрече с Премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем, который также  высоко оценил работу Сбербанка России на территории Беларуси. Поэтому белорусское правительство готово рассматривать и предложения Сбербанка по кредитованию инфраструктуры будущей белорусской АЭС, основные базовые документы по строительству  которой планируется подписать в ходе заседания Совета Министров Союзного государства 15 марта.
Михаил Мясникович также считает, что банкам необходимо активнее втягиваться в реализацию проектов Союзного государства. В частности, по словам премьер-министра, БПС-Банк «мог бы активнее брать на себя реализацию отдельных проектов в Союзном государстве, а также проектов европейского и евразийского рынков».

МАЗ – КамАЗ: союзу быть?

В последние дни в Беларуси активно обсуждалась тема объединения МАЗа и КамАЗа в единый холдинг.
Генеральный директор Минского автомобильного завода Александр Боровский пояснил, что предложение о создании холдинга поступило от российской госкорпорации «Ростехнологии», генеральный директор которой Сергей Чемезов, гендиректор МАЗа и первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко провели по этому вопросу рабочую встречу. Предполагается, что в холдинг будет передано равное количество акций, а также часть заводов обоих автопроизводителей. Принято решение о создании рабочей группы, которая будет дальше обсуждать целесообразность и нюансы создания данного холдинга.
Однако личная позиция Александра Боровского уже сегодня однозначная: по одиночке предприятиям выжить в современном мире будет очень трудно. Особенно после вступления России во Всемирную торговую организацию, когда могут быть снижены таможенные пошлины на грузовые автомобили, из-за чего и белорусским, и российским производителям автотехники будет очень трудно конкурировать с зарубежными фирмами.
Отвечая на вопрос, почему МАЗ намерен создавать холдинг именно с КамАЗом, Александр Боровский пояснил, что предприятия работают со многими общими поставщиками, у каждого есть разработки, в которых заинтересовано другое предприятие, наконец, создание  холдинга позволит иметь общие рынки…
При этом руководитель Минского автозавода особо подчеркнул, что говорить о продаже МАЗа неправильно.
– Идет работа, мы советуемся и смотрим, как сделать лучше, – отметил Александр Боровский, напомнив также, что и окончательное решение насчет судьбы МАЗа должно принимать правительство, так как все 100 процентов акций предприятия принадлежит белорусскому государству.
В том, что белорусскому МАЗу и российскому КамАЗу нужно объединять свои усилия на мировом автомобильном рынке, уверен и  декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.
– Речь не идет о поглощении МАЗа и КамАЗа, речь идет об объединении усилий в конкурентной борьбе на общих рынках, – заявил он во время видеобрифинга. – Очевидно, что это отвечает интересам как Беларуси, так и России.
По словам ученого, автомобильная компания может выстоять, если она производит полмиллиона легковых автомобилей в год или около 100 тысяч грузовых. Сегодня КамАЗ выпускает примерно 35 тысяч автомобилей – это не так много. «И если мы не объединим свои усилия, то рано или поздно белорусам и россиянам придется использовать китайские автомобили. Очевидно, что в нынешней ситуации, когда так динамично продвигается Китай и на белорусский, и на российский рынок, нам надо объединять свои усилия», – считает ученый. 
Михаил Ковалев напомнил, что есть примеры как удачных, так и неудачных объединений автозаводов. “В наших условиях необходимо, чтобы это был крепкий союз, взаимовыгодный для двух сторон”, – подчеркнул он. – Все вопросы должны быть решены таким образом, чтобы получился союз на долгие времена, который будет конкурентым на внешних рынках. Нужно включать в компанию не только МАЗ и КамАЗ, но и сопутствующие структуры, моторные заводы – ярославский и минский. “Тогда действительно получится транснациональная корпорация мирового масштаба”, – подчеркнул ученый.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter