По велению палочки. Дирижерской

Владимир Оводок: я до сих пор не определился, кто я больше - пианист или дирижер

Мы привыкли возносить российских дирижеров. Даже люди, ничего не смыслящие в классической музыке, заслышав фамилии Спивакова, Башмета или Гергиева, начинают одобрительно махать головой. Хватает и у нас в стране талантливых музыкантов. Смогут ли они когда-нибудь «греметь» за границей и собирать полные залы? Знать бы! Но вот кандидатура номер один — это, несомненно, Владимир Оводок.

Его презентационный диск — мечта не только для студентов консерватории, где он преподает, но и старших коллег. Да, есть в Беларуси несколько дирижеров, которые имеют успех за границей, но чтобы за пультом им уступил свое место сам Риккардо Мути, как это было с Оводком… Или маэстро Юрий Симонов дважды позволил открывать заключительные концерты своих мастер-классов! Достижения для молодого музыканта просто невероятные.

Вообще-то Владимир, которому скоро тридцать, до сих пор не определился, кто он больше: пианист или дирижер. Но твердо убежден, что в жизни ему очень повезло, так как его работа и хобби совпали. Как пришел в профессию? Банальная история семьи музыкантов. Родители сами выбрали ему инструмент — фортепиано и отправили в музыкальную школу, только зачем-то задали странный вопрос: «Сынок, ты хочешь, чтобы твоим преподавателем был мужчина или женщина?» И знаете, что ответил семилетний ребенок? Он на словах нарисовал образ Римского-Корсакова: солидный дядька с бородой. Сегодня Владимир и сам недоумевает, откуда ему это пришло в голову, где он видел его портрет. Но предполагает, что подсознательно он хотел, чтобы с ним работал серьезный человек и мог его чему-то научить.

Пять классов музыкальной школы пролетели достаточно быстро, не сказать что без проблем. Случались и детские слезы-сопли, когда что-то не получалось или банально не хотелось садиться за то же фортепиано. Но успехи определенно были, не случайно ведь мальчишку позвали в Республиканскую гимназию-колледж при консерватории. Тогда-то и пришло окончательное осознание, что его жизнь — это музыка. Мальчишка часами сидел за фортепиано — добровольно, никто этого делать его не заставлял. Более того, двенадцатилетний ребенок, живущий в большом городе без родителей в общежитии, был счастлив, что именно таким образом заполняется его свободное время.

— В лицее была особенная атмосфера, которая очень способствует профессиональному мастерству, совершенствованию. Там все направлено на развитие музыкального дарования, — вспоминает юношеские времена Оводок. — Было непросто, мой педагог Ариадна Николаевна Гужаловская поставила очень высокую планку, до которой я должен был дотянуться и удержаться.

Риккардо МУТИ и Владимир ОВОДОК

Дотянулся, удержался и превзошел — сегодня можно говорить об этом с уверенностью. Лицей окончил с отличием, на фортепианное отделение Белорусской государственной академии музыки поступил с самым высоким баллом. Тогда же увлекся и дирижированием. Отец, баянист-дирижер, буквально за месяц дал сыну то, что в училище проходят за два года. Народный артист России Геннадий Проваторов, в ученики к которому и попал Оводок, старания оценил. Сегодня Владимир сожалеет, что не внимал всем словам своего великого педагога, иногда недорабатывал. Но он очень благодарен Проваторову за то, что тот показал ему, как дирижер должен чувствовать и вести музыку.

Сегодня музыкант с улыбкой вспоминает свой первый серьезный дирижерский опыт с оркестром. Дело было в Венгрии. Первокурсник Оводок поехал на мастер-классы на фестиваль Белы Бартока. Все участники работали с одним и тем же произведением — оперой «Синяя борода». Дирижирование молодых талантов проходило как под копирку, но тут вышел белорус и решил сделать это по-своему. В итоге — провал. Маэстро лишь похлопал того по плечу со словами: «Дерзкий парень! Может, из тебя что-то и получится».

Другой мог бы сломаться, отчаяться, бросить это дело. В конце концов, у Оводка был еще и запасной аэродром — фортепиано. Кстати, ему как пианисту, будучи студентом, выпало выступать на вилле президента ФРГ. Позже были концерты во Франции, Австрии, Польше и других странах. Но он не бросил дирижерскую палочку, более того, получил второе образование по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Одновременно три года работал с камерным оркестром Гомельской филармонии. Сегодня же он преподаватель консерватории и… ученик. Несмотря на определенный имеющийся опыт, да и не детский возраст, он продолжает учиться. При первой же возможности посылает заявку на мастер-классы, причем не платные, куда берут чуть ли не всех желающих, а туда, где есть отбор, конкурс. Таким образом, ему уже дважды посчастливилось работать с Юрием Симоновым и Московским симфоническим филармоническим оркестром. У маэстро очень жесткая система мастер-классов: на подготовку произведения он дает сутки, максимум двое. Оводку такой подход импонирует, он считает, что дирижер должен уметь работать в сложных условиях, мобилизоваться. Как результат белорус дважды отбирался в заключительный концерт, и оба раза его открывал. Невероятный успех, если учитывать, что к Симонову едут учиться из разных уголков света.

Но самым большим достижением Владимир считает недавнюю победу в конкурсе Итальянской оперной академии. Быть замеченным самим Риккардо Мути, некогда возглавлявшим «Ла Скала», а теперь работающим с Чикагским симфоническим оркестром, мечтают тысячи музыкантов. Оводок в их числе. Посылая в Италию свой диск, он отлично понимал, что таких как он будет множество, потому звонок от организаторов мастер-класса «Приезжайте в Равенну!» уже казался победой. На месте выяснилось, что таких счастливчиков десять. Всем было предложено дирижировать «Фальстаф» Верди, потом собеседование с маэстро Мути. В итоге Оводок оказался в числе четырех молодых людей, которых дирижер отобрал для дальнейшей работы.

Это имя в биографии молодого белоруса открывает ему двери на самые престижные музыкальные площадки. Какими они будут? Владимир ни под какими предлогами не соглашается произносить вслух свои мечты. Он вообще неохотно говорит о планах на будущее:

— Мне больно смотреть на многих наших талантливых людей, которые раньше «звездились», но потом не смогли принять действительность. Жизнь зачастую приземляет, и многие оказываются не готовы к этому. Как говорят, чем выше ты взбираешься, тем ниже падаешь. Я предпочитаю спокойно идти вперед и чувствовать землю под ногами. Юрий Симонов на мастер-классах говорил: «Надо просто честно делать свое дело, и шанс заявить о себе обязательно появится».

С тем Владимир и живет. Преподавательскую работу совмещает с концертной деятельностью: играет в квартете V.S.O.P., участвует в других проектах. В ближайшее время собирается в Германию с программой «Паваротти против Синатры», где он не только пианист, но и дирижер — это для Оводка такая новая форма позиционирования себя. Этот молодой музыкант в постоянном поиске, в работе. Разве у такого может не появиться шанс?

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...