Почему грубят официанты в белорусских кафе?

По улыбке встречают

Портрет белорусского официанта: женское лицо, сдвинутые к переносице брови, максимально поднятые к небу глаза
Допустим, в чьей-то голове родилась идея создать логотип для профессии официанта. Типичного белорусского официанта. Я изобразить его вряд ли смогу. Художник из меня так себе. Но точно знаю, что на нем должно быть. Женское лицо, сдвинутые к переносице брови, а еще глаза. Максимально поднятые к небу глаза. 


Как-то так получается, что в брестских пиццериях вечером не протолкнуться. Хотя вроде и заведений хватает. По идее, в будни здесь должно быть не слишком многолюдно. Но правда такова, что занять комфортные места все же непросто. Даже если они свободны. 

Недавно в одной из таких пиццерий я опрометчиво предпринял попытку присесть на диван. Столик был не убран после только что ушедших посетителей. Но я ведь не из приверед. Однако официант — девушка сумрачного вида со скрещенными на груди руками —имела на этот счет совершенно иное мнение.

— Не садитесь сюда.

— Почему?

— Здесь не убрано! 

— Я вижу. Я подожду, пока вы уберете...

Но проблема заключалась как раз в том, что в ближайшее время официант ничего убирать не собиралась. Поняв, что ее планы безнадежно перечеркнуты, она почти по-мхатовски закатила глаза. Видимо, в надежде вызвать во мне чувство вины. 

В следующий раз она состроила недовольную гримасу с закатыванием глаз буквально через пять минут. При этом я всего лишь попросил рассказать о составе суши в меню. Вместо того чтобы оправдаться за свое незнание, она вновь решила сделать виноватым меня. Потом еще раз. И еще раз. И еще раз напоследок, когда я справедливо возмутился тем фактом, что уборная закрыта. При этом на двери ни слова о ключе, спрятанном на барной стойке. Не убирая скрещенных рук, она лишь пожала плечами и бесхитростно поинтересовалась:

— Вы что, спросить не можете?

Все бы ничего, будь это единичный случай. Но война за должное отношение к клиенту с одной стороны и за право работать в энергосберегающем режиме с другой не утихает. И боевые действия порой принимают самые решительные формы. 

Как-то мне пришлось звонить администратору кафе на городской телефон: счет не несли слишком долго. В другой раз я просто ушел, потому что официант вместе с заказом на полчаса растворилась где-то в кухне. В третий — я был буквально вынужден припугнуть хамски настроенную работницу кафе «жалобой» в книге отзывов и предложений. Пишу в кавычках специально, ведь я умышленно оставил положительный отклик. Пока его писал, девушка то краснела, то бледнела и чуть не плакала. Уж не знаю, какую гамму чувств она испытала, когда прочла мое «прошу премировать». Но, думаю, урок усвоила надолго.

Может показаться, что я требую слишком много и все сразу. Ведь не секрет, что сфера обслуживания (даже перейдя в частные руки), увы, не может похвастаться идеальностью профессионального этикета. Да и само отношение к профессии официанта отличается от западного. Там люди до пенсии бегают с подносами и при этом неплохо себя чувствуют. Особенно в фешенебельных заведениях с хорошей репутацией. А у нас в кафе все чаще идут студенты, практиканты и просто те, кто не поступил. 

Но в этом-то и загвоздка. Работать именно там этих псевдоофициантов как раз никто не заставляет. Есть масса других профессий, где контакт с людьми не обязателен. Не умеешь быть приветливым в любых обстоятельствах? Можно молча заниматься выкладкой товара в гипермаркете, водить автомобиль, тестировать ПО. Официант, по большому счету, лицо заведения. И от него зависит не только зарплата отдельно взятого человека, но и прибыль всего ресторана. Нахамил клиенту — не получил чаевых. Не получил чаевых — разозлился. Разозлился — нахамил следующему посетителю. Хамишь слишком часто — люди перестают к тебе приходить, а ты вылетаешь с работы. 

Замкнутый круг? Да. Но разомкнуть его очень просто. Достаточно сменить персонал и хорошенько вышколить новый. Тогда все проблемы исчезнут сами собой. И это хорошо доказывают хоть единичные, но более чем успешные заведения. Где официанты не считают, что посетители им мешают. Где официанты не думают, что гости пришли к ним домой и мешают жить за свои же деньги. 

Вот только владельцы других кафе и ресторанов, боюсь, не горят желанием что-то менять. Увы, но большинство до сих пор работают по принципу «Придут к нам, потому как больше некуда». Но как-то ускользает от их внимания, что время идет вперед. А конкуренция нарастает день ото дня. И уже не яркая витрина и красивый интерьер определяют лицо заведения. 

Лицо заведения — это люди, которые здесь трудятся. Люди, которые работают для людей. Улыбчивые, красивые и всегда приветливые. Что бы ни случилось.

Артем КИРЬЯНОВ

artem.kirjanov@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter