По правилам новой жизни. Может ли быть счастливой семья, в которой есть ВИЧ-инфицированные?

Из года в год в Беларуси увеличивается количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. За 1989—1996 годы их было 18, а только за десять месяцев 2009-го — 174. Полугодовалый сынишка нашей героини Юлии* — один из них. Подъем рождаемости среди ВИЧ-инфицированных женщин во многом связан с научно-медицинскими достижениями, позволяющими максимально обезопасить ребенка от возможного заражения. Но важные для любого человека понимание и поддержку молодые мамы находят далеко не везде.

Из года в год в Беларуси увеличивается количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. За 1989—1996 годы их было 18, а только за десять месяцев 2009-го — 174. Полугодовалый сынишка нашей героини Юлии* — один из них. Подъем рождаемости среди ВИЧ-инфицированных женщин во многом связан с научно-медицинскими достижениями, позволяющими максимально обезопасить ребенка от возможного заражения. Но важные для любого человека понимание и поддержку молодые мамы находят далеко не везде.

Конец без начала?

Юля зашла в комнату общежития с огромными сумками в руках: только что из дома. На столе красовался большой букет алых роз. “Это тебе. Сказал, что сама поймешь”, — буркнула соседка.
— Так мой будущий муж предложил мне встречаться. Мы с ним однокурсники. А ведь сразу он мне очень не понравился, даже подумала — ужас, с кем придется учиться! Потом стали общаться, подружились. И я влюбилась.
Встречи, прогулки и неотступная мысль о том, как сказать о ВИЧ-статусе. Сначала намекала парню о серьезных проблемах со своим здоровьем. Наконец выбрала день — и решилась.
А он сказал, что очень сильно любит и, несмотря ни на что, хочет, чтобы они всегда были вместе...
Прошло уже пять лет после нелепой встречи с Иваном, странным, скрытным, но слишком взволновавшим Юлино сердце молодым человеком. Он подошел к ней на улице: такую красавицу сложно не заметить! Обменялись телефонами, созвонились. Виделись, правда, не часто. Последнее свидание вместо ласковых слов после слишком близкого и, по влюбленной глупости, незащищенного сексуального знакомства закончилось холодным “пока” и необъяснимой нервозностью Ивана. На следующий день парень отключил телефон, позже поменял номер.
Юля слонялась по дому сама не своя. Внутренний голос подсказывал, — надо сдать анализы. Девушка боялась, что подхватила инфекцию, передающуюся половым путем. Удивилась, когда врач попросила повторно сдать кровь: мол, разбились пробирки. Оказалось, проверяли достоверность анализа на ВИЧ.
“Мама, мне осталось жить два года?” — окаменев от страшных  слов “у вас не совсем в порядке здоровье, вы ВИЧ-положительна”, Юля тут же позвонила близкому человеку.
Девушка вспоминает долгий рассказ инфекциониста о новых “правилах” жизни. И памятку, где говорилось о необходимости прерывания беременности на любом сроке, если женщина ВИЧ-инфицирована.

Откровения на автопилоте

Юля начала убеждать себя, что жить без детей будет гораздо лучше.
— Но еще до свадьбы поняла, что безумно хочу ребенка от любимого человека. Мы даже узнавали про искусственное оплодотворение, но для нас это оказалось слишком дорого. К тому же муж сказал, что хочет зачать ребенка обычным способом. Но самое сложное, — откровенничает молодая мама, — было впереди. Наверное, никогда не забуду, как на приеме у стоматолога медсестра заполняла мою карточку. Я предупредила ее о своем статусе. Меня попросили повторить громче. Я повторила. Медсестра не расслышала — пришлось чуть ли не на весь кабинет кричать, что я — ВИЧ-инфицирована. Когда вышла от врача, пациенты в очереди буквально шарахнулись от меня.
После этого визита Юля долго не могла оправиться. Теперь она признается, что о своем статусе врачам говорит на автопилоте: главное — не навредить малышу.
— Нам уже полгодика. Первый анализ, он делается в два месяца, — отрицательный. Результаты второго еще не получили. Третий нужно сдать в полтора года, — Юля знает график как таблицу умножения. Если все три анализа будут отрицательными, значит, сынишка стопроцентно здоров.
— Виню ли я Ивана в случившемся? Еще до свадьбы как-то встретила его на улице. Рассказала о своем статусе, предупредив, что заразиться могла только от него. Он нервничал. Наверное, боялся, что подам в суд. К сожалению, я никогда не узнаю, что такое роды (Юле делали кесарево. — Авт.), кормление грудью... Но главное — чтобы был счастлив наш малыш. Хотя я до сих пор надеюсь, что врачи ошиблись с результатами моих анализов.
— После рождения сынишки муж сдал анализы: отрицательные, — радуется Юлия. — Мы живем, как обычная семья. Соблюдаем все меры предосторожности, но не мусолим изо дня в день мой ВИЧ-статус и возможные опасности. Думаю, поэтому мы так счастливы!

Отбросим смущение!

В Беларуси открыто 17 центров доброжелательного отношения к подросткам. Любой молодой человек, у которого возникли вопросы о контрацепции, сексуальных проблемах, сохранении своего репродуктивного здоровья, может обратиться сюда за помощью.

Комментарий специалистов
— Риск передачи ВИЧ от матери к ребенку — 20—45 процентов. Это если не выполнять профилактических мероприятий, — врач-инфекционист отдела профилактики ВИЧ/СПИД Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Лариса КОСИНСКАЯ приводит цифры: — За период с 1987-го по 01.11.2009 года в нашей стране от ВИЧ-инфицированных мам родилось 1466 детей. Диагноз “ВИЧ-инфекция” подтвержден 151 малышу, из них 8 умерли.
Риск инфицирования ребенка уменьшает (причем до 1—2 процентов!) своевременное назначение и проведение медикаментозной профилактики, отказ от грудного вскармливания. До 2002 года в нашей стране для ВИЧ-положительных мам был только один антиретровирусный препарат — ретровир. Сегодня есть возможность при необходимости назначить беременной женщине двух- и трехкомпонентную медикаментозную профилактику.
— Ранее основной причиной возникновения ВИЧ-инфекции была наркомания. Наверное, отсюда знакомое всем определение “ВИЧ — чума ХХ века”, — поясняет главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения Беларуси Александр БАРСУКОВ. — Сейчас чаще всего инфекция передается через незащищенный половой акт, но инфицируются не те, кто “особо влюбчив”. Зачастую это люди с хорошим образованием, работой. Отсюда вполне естественный шок у пациентов. Но ВИЧ — не препятствие для нормальной жизни. Важно, чтобы врач грамотно объяснил человеку, как жить с этим вирусом в крови, назначил оптимальное лечение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter