Незрячий могилевчанин играет на разных инструментах и возглавляет 4 музыкальных коллектива

По нотам души

Могилевчанину Николаю Воропаю — 57 лет. 46 из них он живет в кромешной темноте. Свет для него погас навсегда, когда Коле было всего 11. Но, несмотря на трудности, он, ставший сиротой при живых родителях, выросший в интернате, добился в жизни многого. Сегодня Николай Иванович возглавляет 4 музыкальных коллектива, два из которых удостоены звания народных. 

ФОТО ОЛЬГИ КИСЛЯК
А еще играет по воскресеньям на площади у Звездочета, и под его музыку могилевчане танцуют прямо под открытым небом.

Воропай встречает меня в городском Центре культуры с баяном:

— Что сыграть? Полонез Огиньского, «Турецкий марш» Моцарта или, может, что–нибудь из репертуара Валерия Ободзинского?» У меня на концертах разное просят. Я Мулермана еще люблю, «Синюю птицу», Добрынина, Антонова, Боярского.

Николай Иванович гастролирует по области не только со своими коллективами, но и с сольными концертами. И люди идут на Воропая не только потому, что он — прекрасный музыкант. Он интересен им как личность — сильный человек, нашедший себя, свое призвание.

Самое счастливое для большинства людей время — детство — Николай Иванович, который сам уже не только отец, но и дедушка, вспоминает с грустью:

— Мать и отца лишили родительских прав, когда мне было всего 3 года. Нас с сестрой и братом отдали в детдом. Поскольку у меня с рождения были проблемы со зрением, в 1–й класс я поступил в Шкловскую спецшколу–интернат для детей c нарушениями зрения. Когда мне было 11, играя, получил травму глаза, который до этого хоть немного видел, и с той поры зрение потерял совсем.

Есть незрячие, которые различают хотя бы очертания предметов или вспышки света. Воропай же живет исключительно на ощупь. Но — полноценной жизнью:

— Очень многое зависит от того, как сам себя настроишь. Некоторые выпускники интернатов полагают, что все кругом им должны: сопереживать, помогать, вести по жизни. А я так считаю: человек должен сам себя воспитывать, ставить перед собой цели и их добиваться. Конечно, хорошо, если рядом в нужное время окажется человек, который разглядит в тебе способности, направит в нужное русло. Мне повезло, в шкловской спецшколе моим наставником был Евгений Черкасов. Тотально слепой, он не выпал из жизни, возглавлял музыкальные коллективы, играл на разных инструментах. Осознав, что у меня тоже тяга к музыке, взялся меня развивать, за что я очень ему благодарен. А еще в спецшколе меня научили самостоятельности: убирать, стирать, ходить в магазин, готовить...

ФОТО VESTNIKMOGILEVA.BY

Супруга Николая Ивановича Галина Федоровна, с которой он познакомился в церкви, где пел по выходным, подтверждает:

— Коля так убирает — нигде пылинки не увидишь. У нас частный дом — он и грядки вскопает, и урожай соберет, и теплицу сам накроет. Разве что прополоть огород не может.

Николай Иванович и готовит отменно. Гости даже не верят, что человек, погруженный во тьму, может настрогать ингредиенты для «Оливье» так, что все кусочки — одинакового размера и формы.

Воропай улыбается:

— Люблю аккуратность во всем. Как–то мне теща брюки перед концертом погладила, я их взял и — снова за утюг. Объяснил ей: стрелки должны быть такими, чтобы о них порезаться было можно.

А еще у незрячего человека — феноменальная память и интуиция. Знает наизусть все номера телефонов, имена знакомых, где что лежит. И нередко в городе часто удивляет родных. Дескать, вот там, за углом стоит автомобиль. Удивительным образом чувствует предметы, которые никак себя не проявляют. Например, даже если машина пустая и двигатель не работает. Как шутит сам Николай Иванович, это срабатывает его личный, внутренний GPS–навигатор. Впрочем, признается, осваивая пространство, а тем более музыкальные инструменты, конечно, сталкивался и с трудностями:

— В этом деле главное — не сдаваться. Падают все, надо уметь подниматься. Я уже в пятом классе научился играть на баяне, трубе и кларнете.

После спецшколы, попав на могилевское предприятие «Тифлос» Белорусского товарищества инвалидов по зрению в качестве слесаря–сборщика, Воропай создал там вокально–инструментальный коллектив, пел в хоре, с которым объездил весь Союз. Одаренного человека заметили, предложили поступить в училище культуры. Николай Иванович вспоминает:

— Педагоги, увидев такого абитуриента, поначалу опешили — я же пошел на отделение хорового дирижирования. Но когда на вступительных экзаменах сыграл полонез Огиньского, приняли без колебаний. Кстати, потом я теорию на экзаменах сдавал быстрее всех, еще и однокурсникам подсказывал.

Училище Воропай окончил с красным дипломом. Сегодня он возглавляет 4 музыкальных коллектива: художественной самодеятельности «Гасцiнец» инвалидов по зрению при Центре соцобслуживания населения Ленинского района Могилева, хор ветеранов «Родные напевы», народный хор учреждения культуры при городском Центре культуры и досуга и хор еврейской диаспоры «Лехаим». Процентов 80 его музыкантов — зрячие. Как признаются они сами, поначалу не понимали, почему их руководитель приходит на репетиции без партитур, и лишь после осознали — человек, который живет в темноте, и ноты, и музыку видит сердцем.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter