По морям, по волнам

Нынче в Мозыре, завтра… за океан. В минувшую пятницу в Мозыре открывали навигацию. Летом большинство рек Беларуси мелеет, поэтому сезонность заставляет водников поторопиться. Например, речной порт Бреста открыл навигацию в феврале. И не только из-за климата. Планы у водников в нынешнем году большие, нужно успеть многое.
Из Мозыря по Припяти баржи из Беларуси доставляют калийные удобрения в Украину. Несколько лет подряд груз уходил только в одну сторону. И вот впервые в прошлом году в николаевском порту начали загружать гранулированные шлаки, которые используются при производстве красносельского шифера. 8 апреля водники двух стран даже провели специальную встречу, где оговорили финансовые условия прохождения белорусских судов водными путями Украины, технологию доставки грузов из мозырского порта в киевский. — В прошлом году мы увеличили экспорт-импорт грузов, доставляемых водным путем, в 4,5 раза, — рассказывает министр транспорта и коммуникаций Беларуси Михаил Боровой. — Кроме этого, около 2 миллионов тонн перевезли внутри страны. По словам директора Департамента водного транспорта Минтранса Бронислава Говоровского, в нынешнем году к технической готовности принято 153 судна. Объем погрузочно-разгрузочных работ в портах превысил 182 процента к аналогичному периоду прошлого года. С развалом Союза речной транспорт Беларуси пережил не самые лучшие времена. Четыре судоремонтно-судостроительных предприятия до сих пор испытывают финансовые потрясения, а износ флота достиг 65 процентов. Тем не менее последние три года характеризуются стабилизацией работы водной отрасли. Поэтому в нынешнем году, по словам министра, у департамента есть все возможности для увеличения как внутренних, так и внешних перевозок. 2252 тысячи тонн грузов, среди которых почти 2000 тысячи тонн песка, 90 тысяч тонн щебня, по 75 тысяч тонн калийных удобрений и гранулированных шлаков, 15 тысяч тонн леса, а еще почти 140 тысяч пассажиров должны в нынешнем году перевезти белорусские суда. К открытию навигации заключены практически все необходимые договоры, а значит, можно надеяться, что планы не останутся только на бумаге. Стало доброй традицией, что, открывая навигацию, транспортники собираются для обсуждения начала водного сезона, анализа работы всех портов. По словам Михаила Борового, к навигации готовы все десять. — Для нас очень важно, — говорит министр, — чтобы внутренний флот заработал на перевозке таких грузов, как щебень и его отсев. С представителями Белорусской железной дороги, РУПП «Гранит», ПО «Беларуськалий» рассмотрен вопрос перевалки этого груза в порты Бреста, Пинска и Мозыря. Учитывая, что 2,5 миллиона тонн щебня перерабатываем только на дорожных работах, водный путь станет неплохим подспорьем в работе дорожных служб. Кроме речного пути, Беларусь активно занимается и подготовкой к морской навигации. Министерство транспорта и коммуникаций разработало проект декрета о развитии морского торгового флота Беларуси, который пока находится на согласовании. Как считает Михаил Боровой, в документе есть все условия для создания компаний, обладающих определенными преференциями, которые бы могли работать на морском рейде. — Наша страна обладает морским регистром, — говорит министр. – А это самое главное для любой, тем более сухопутной страны. Он позволяет регистрировать морские компании, которые будут работать под белорусским флагом. Кроме того, у нас есть первые три отечественные компании, занимающиеся перевалкой грузов, включая и морские фрахты. Декрет будет способствовать началу развития морского торгового флота нашей страны, считает Михаил Боровой. Так, несколько пробных партий калийных удобрений будет отправлено в морские порты, как говорит министр, «на другую сторону океана». А значит, перед предприятиями, которые смогут стать на рейды, открываются большие возможности. Ясно: везти груз водным путем дешевле, чем по суше. Конечно, выгода зависит зачастую от расстояния и объема груза, но реальная экономия в 2—3 раза гарантирована, считает министр. Эффективность водного пути можно приумножить, проводя комбинированные перевозки, когда, скажем, большегрузный паром поглощает железнодорожный состав, который после и доставляет груз к конечному потребителю. Задача Минтранса — скоординировать, скомбинировать эти усилия. Какие грузы можно перевозить морским транспортом? Любые. Металл, древесину, калийные удобрения, инертные и сыпучие грузы. Задача производителя — продолжить этот ряд. Минтранс готов рассмотреть любые предложения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter