По морскому коридору

Загрузка калининградских портов зависит от согласованных действий России, Беларуси и Литвы

Загрузка калининградских портов зависит от согласованных действий России, Беларуси и Литвы


В НЫНЕШНЕМ году до 80 процентов объема экспорта белорусских калийных удобрений будет перевезено через Клайпедский порт (Литва), благодаря стабильно низким транзитным тарифам литовских железных дорог и портовым сборам в Клайпеде. Напомним, Беларусь остается одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров этой продукции, потребителем которой является и Россия. Но, несмотря на меньшее перевозочное расстояние от северной границы Беларуси до портов Калининградской области и неоднократные рекомендации союзных и национальных профильных ведомств России и Беларуси по ориентации таких перевозок на калининградские порты, главным экспортным терминалом для таких грузов остается клайпедский.


Однако, по оценкам российских и белорусских экспертов, основными «первичными грузонаполнителями» портов Калининградской области могут стать белорусские грузы, особенно калийные удобрения. Начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин отмечал в этой связи, что «провозные возможности самой западной стальной магистрали России (Калининградской железной дороги. — Прим. ред.) позволяют в полной мере обеспечить перевозку белорусских удобрений».


Заметим также, что маршрут Беларусь — Литва — Калининград — северо–западное ответвление проектируемого евроазиатского коридора Берлин — Варшава — Минск — Москва, который, по мнению Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина, способен не только усилить российско–белорусские позиции на транзитном рынке Европы, но и ускорить индустриализацию внешней торговли Союзного государства.


Более того, многие российские, белорусские и литовские аналитики полагают, что согласованная транзитно–тарифная политика Москвы, Минска и Вильнюса в сочетании с нефтетранзитными возможностями Калининградской области могут реанимировать разработанный еще в первой половине 1970–х проект нефтепровода от северного участка нефтепровода «Дружба», точнее из северного района Витебской области через Литву в калининградские порты. Во–первых, эта артерия позволит более чем на четверть сократить транзит российской нефти через Украину. А во–вторых, трубопроводный нефтетранзит по маршруту Беларусь — Литва — Калининград с ответвлением в Польшу минимум вдвое короче, чем по украинской территории в направлении Польши. Но пока этот проект ждет своего часа...


Портовые же условия в Калининградском регионе зачастую менее конкурентноспособны, чем у литовских и латвийских соседей. Вдобавок эти соседи активно реконструируют свои терминалы для удобства перевозчиков и ускорения портовой обработки грузов. Подобные обстоятельства являются главными факторами, сдерживающими переориентацию не только белорусских, но и российско–белорусских грузоперевозок на балтийско–атлантическом направлении с портов стран Балтии на калининградские порты.


Как отметил атташе по экономическим вопросам посольства Литвы в Беларуси Эдвинас Каминскас, Литовские железные дороги снизили тарифы на доставку технической соли и калийных удобрений из Беларуси в Клайпедский порт — до трети от прежней стоимости. Такая льготная политика будет проводиться и впредь. А гендиректор «Беларуськалия» Валерий Кириенко и министр путей сообщения и коммуникаций Литвы Элигиюс Масюлис договорились об увеличении в нынешнем году экспорта белорусских калийных удобрений через Клайпедский порт в 1,6 раза — до 3,6 млн. тонн. В этой связи, по данным Э. Каминскаса, Литовские железные дороги предлагают «Беларуськалию» подписать долгосрочный договор, по которому тариф будет тем ниже, чем больше грузов перевозится.


А вот мнение гендиректора Клайпедского государственного морского порта Эугениюса Гентвиласа: «Недавно я был на конференции в Калининграде, где встречались портовики и железнодорожники региона. Россияне говорили, что рано или поздно российские грузы пойдут только через российские порты. Считаю это реальным не полностью, но в большой степени. В такой ситуации все балтийские порты вступают в очень жесткую конкурентную борьбу, особенно за белорусские и российские грузы». Гендиректор Клайпедского порта обратил также внимание на недавнее высказывание Премьер–министра Беларуси Сергея Сидорского о том, что Беларусь будет выбирать, какой из портов Балтики предложит наиболее благоприятные условия для экспортно–импортных грузов республики. Э. Гентвилас, комментируя белорусскую позицию, подчеркнул, что «Клайпеда пока выигрывает по белорусским грузам. Из 5,5 млн. тонн калийных удобрений, которые Беларусь планирует экспортировать в 2010–м, почти 4 млн. тонн пройдут через Клайпедский порт».


Тем временем в России к осени 2010–го разработан проект более конкурентоспособного порта Калининградской области, а именно глубоководного порта на полуострове Бальга. Инвестиционная стоимость нового порта — 28 млрд. руб., а припортовой инфраструктуры — 71 млрд. руб. Но, как заявил гендиректор ФГУП «Росморпорт» Игорь Руссу, «пока не принято окончательного решения по этому проекту».


Словом, конкурентоспособность российско–белорусско–литовского коридора на Калининград зависит от многих взаимосвязанных факторов. В том числе от уровня портовых сборов в калининградских портах, их пропускной способности и от согласованной тарифной политики железнодорожных ведомств.


Алексей Балиев


МИНСК — КАЛИНИНГРАД — КЛАЙПЕДА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter