Источник: Знамя юности
Знамя юности

Фигурист Александр Лебедев – об адаптации в Беларуси, учебе в двух школах одновременно и видах на чемпионаты мира и Европы

По маршруту Северск – Минск

В Минске прошел престижный турнир по фигурному катанию Minsk-Arena Ice Star. Спортсмены из России, Казахстана, Испании, Украины, Швеции, Финляндии, Италии, Франции и Беларуси боролись за рейтинговые очки, позволяющие отобраться на чемпионаты мира и Европы. Наши фигуристы в число призеров не попали. В танцах на льду победила испанская пара Сара Уртадо и Кирилл Халявин, а наши Эмилия Колеганова и Владислав Полховский стали седьмыми. В женском одиночном катании не знала себе равных россиянка Софья Самодурова, зимой ставшая чемпионкой Европы на «Минск-Арене», а лучшая из белорусок Арина Галл-Савальская заняла 20-е место. В мужском одиночном катании, где победу одержал итальянец Даниэль Грассл, лучший из белорусов Александр Лебедев по итогам короткой и произвольной программ завершил соревнования на девятой позиции. Этот парень приехал в Беларусь из России только в прошлом году, но уже сегодня составляет серьезную конкуренцию нашим одиночникам. В интервью «ЗН» фигурист рассказал о конкуренции в команде, учебе в двух школах одновременно, трудностях изучения белорусского языка и многом другом.


– Это было твое дебютное выступление на «Минск-Арене», хотя впервые представить свои программы здесь ты мог еще на чемпионате Европы в январе. Как ощущения?

– На чемпионате Европы выступить не получилось: травмировал колено перед этим турниром. В принципе был готов выйти на лед, но решили не рисковать. Сейчас колено нисколько не беспокоит меня, так что тренируюсь по полной. На нынешнем турнире своими прокатами остался недоволен: допустил несколько ошибок в короткой и произвольной программах и, хотя заработал неплохую сумму баллов, рассчитывал на большее. А вообще впечатлений от выступления на «Минск-Арене» много. Очень понравился каток – на нем можно проводить соревнования самого высокого уровня, что и доказал чемпионат Европы. На том турнире, правда, был аншлаг на трибунах, а сейчас пришло чуть меньше зрителей, но они очень здорово поддерживали спортсменов – далеко не на каждом турнире слышишь такие аплодисменты перед началом выступления. Очень круто!

– В Беларуси не так много мужчин-одиночников – пожалуй, наиболее серьезные конкуренты для тебя сейчас – Яков Зенько и Евгений Пузанов, ставший бронзовым призером юниорского турнира Ice Star. Соперничество между вами чувствуется?

– С ними очень интересно конкурировать. В межсезонье все без исключения прибавили, у всех новые программы, новые образы. Интересно смотреть, как они исполняют теперь уже технически более сложные элементы. Я стараюсь правильно оценивать всех соперников: даже если понимаю, что могу победить парней, ни в коем случае не сбрасываю их со счетов.

– Какие главные старты у тебя намечены в этом году?

– В ближайшее время – чемпионат страны. Но до него будет два старта, на которых мне обязательно надо набирать технический минимум, чтобы выступить на чемпионате мира среди взрослых спортсменов. А потом начнется отбор на чемпионат Европы, хотя, возможно, выступлю и на чемпионате мира среди юниоров.

– На взрослых чемпионатах мира и Европы ты, выходит, еще не выступал?

– Пока такого опыта у меня нет. Если получится отобраться на эти турниры, конечно, не буду ставить перед собой каких-то глобальных целей вроде попадания в тройку призеров или пятерку сильнейших – это будет очень тяжело. Для меня пока важно не место, которое я займу, а чистый прокат. Нужно доказать себе, что я выучил все элементы своих программ, что могу хорошо показывать их. Но, конечно, хочется попадать в произвольную программу, быть в десятке лучших.
Дебют Александра Лебедева на «Минск-Арене» мог состояться еще на чемпионате Европы в январе, но следить за турниром фигуристу пришлось со стороны из-за травмы колена.
 – У тебя есть любимые фигуристы, за которыми постоянно следишь и у которых стараешься перенять что-то?

– Слежу за многими, ведь у каждого можно что-то позаимствовать – например, заход на прыжок, интересную комбинацию или вращение. Если говорить о фаворитах, то нравится американец Нейтан Чен – у него очень хорошая техника, Дмитрий Алиев… Слежу и за Даниилом Самсоновым – хотя он и младше меня, у него есть что пренять. Стараюсь у разных фигуристов брать все самое лучшее.

– В белорусскую сборную ты перешел в прошлом году. Что стало самым сложным при переезде?

– Адаптация к совсем другому уровню соревнований. В России выступал на турнирах всероссийского уровня. На них спортсмены показывают высокий уровень, но все равно это старты, которые собирают спорт­сменов только из одной страны. Перей­дя в белорусскую сборную, я начал выступать на международных соревнованиях. Даже по ощущениям они сильно отличаются. В первую очередь тем, что на них представляешь уже не город или область, а целую страну.

– Ты живешь в Витебске. Нашел для себя любимые места в этом городе?

– У меня не так много свободного времени для прогулок, потому что большую часть его я трачу на тренировки и учебу. Сейчас продолжаю учиться в своей школе в российском Северске и параллельно хожу в витебскую школу. Я в одиннадцатом классе, и мы с родителями решили, что получу и российский аттестат, так что готовлюсь к экзаменам, занимаюсь с учителями дистанционно. В Витебске тоже прихожу в школу, как только появляется возможность, беру задания, сдаю разные предметы. В прошлом году было попроще – находил время на то, чтобы прогуляться. В этом городе мне нравятся ратуша, площадь Победы и мемориальный комплекс на ней, который называют «Три штыка». Когда жил в России, знал, конечно, о том, что во время Великой Отечественной войны в Беларуси погибло много людей, но тут действительно проникся историей.

– Как прошла адаптация в белорусской школе и начал ли изучать белорусские язык и литературу?

– Одноклассники нормально приняли меня. Первое время привыкал к тому, что школа большая, мог запутаться в коридорах – ребята всегда старались помочь, поэтому все хорошо. Поначалу думал, что не буду изучать белорусский язык и литературу, но в школе объяснили, что я должен быть аттестован и по этим предметам, поэтому приходится учить, читать. Язык, конечно, сильно отличается от русского, хотя в нем много похожих слов. Даже буквы есть другие.
Сейчас Лебедев готовится к чемпионату страны, но мечтает о взрослом чемпионате мира.
– К чему еще пришлось привыкать в Беларуси?

– К другой валюте. Когда приходил в магазин и мне говорили, что должен 5 рублей, по привычке доставал монетку. А потом вспоминал, что здесь деньги другие. Еще узнал, что недавно у вас была деноминация, и раньше все считалось в тысячах и миллионах. Представляю, как я бы в те годы позвонил родителям и сказал, что купил что-то за пять миллионов рублей, – они точно были бы в шоке. Еще, конечно, погода отличается. У нас в Северске уже лежит снег, а здесь в последние дни очень тепло, стоит прекрасная погода. Сложно привыкнуть к тому, что тут сильные ветры. На улице будет минус 5 градусов, а по ощущениям – все минус 20. Это удивляло.

– Твой родной Северск – город закрытый. Часто получается выбраться к родителям?

– В прошлом году в среднем раз в три месяца удавалось приехать к ним в гости хотя бы на несколько дней. В последнее время стало сложнее, но мы созваниваемся каждый день. Конечно, скучаю по родителям, но понимаю – так сейчас нужно.

past@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter