Зачем раскручивать подзабытый маховик валютной паники?

По курсу — «ясно»

Давненько «независимые» аналитики и эксперты не доставали валютный козырь из своего рукава. Но, похоже, время пришло. Жесткая и успешная денежно–кредитная политика Нацбанка, низкие темпы инфляции и — пусть плавный, но все же — рост реальных денежных доходов населения не оставили скептикам иных вариантов. В интернете вновь начал раскручиваться подзабытый маховик валютной паники. Вот только зачем?

Масштабная девальвация белорусскому рублю не грозит, но курс к концу года может вырасти до 2,1 — 2,2 рубля за доллар, заставив всех изрядно понервничать. Так звучит основная фабула панических настроений. Но давайте разберемся. Во–первых, почему «всех»? Наша страна немалую ставку делает на экспорт, а для экспортеров рост курса доллара сродни манне небесной. Как, собственно, и для граждан — владельцев валютных вкладов. Во–вторых, так ли уж пострадают рядовые граждане, подорожай зеленый даже на 20 копеек? Особенно если отчисления экспортеров в бюджет вырастут, а с ними — и расходы на социальные выплаты и нужды? Кроме того, по данным Нацбанка, население 21–й месяц кряду продает больше валюты, чем покупает. И от возможного повышения курса, естественно, только выиграет.

Директор проектной группы по финансовым кредитам Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Алишер Мирзоев оперирует сухими цифрами:

— Беларуси удалось добиться значительной макроэкономической стабилизации в относительно короткий срок. Текущие темпы инфляции являются беспрецедентными для страны — в октябре средняя инфляция снизилась до 6,3% с 12% в октябре 2016 года и 28% в среднем в течение 2010 — 2015 годов. Необходимо отметить, что такой успех властей в деле борьбы с инфляцией был достигнут на фоне проведенной либерализации цен на потребительские товары. И на фоне повышения уровня окупаемости на услуги ЖКХ для населения с 51,6% до 62%.

Результатом всего перечисленного стал широкий профицит белорусского бюджета. Происхождение столь качественного сдвига эксперт объясняет ростом бюджетных доходов и оптимизацией расходов:

— Доходы росли по мере восстановления импорта в ЕАЭС и экономического роста в стране, а также из–за роста ставок акцизов. Что касается расходов, то имело место сокращение субсидий на ЖКХ и транспорт, а также на компенсацию процентных ставок по директивным кредитам и исполнение гарантий Правительства. Кроме того, власти придерживались более сбалансированной политики увеличения зарплат бюджетников.

Другое дело, что инфляционные ожидания населения, по оценкам ЕФСР, не менее чем в два раза выше фактической инфляции. Не в этом ли корень пессимистичных настроений?

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter