Новый проспект уже следующей осенью свяжет микрорайон Билево с центральной частью Витебска

По главной улице с проектом

Иногда, чтобы выбрать место для строительства будущей дороги, тротуара или пешеходной тропинки, достаточно понаблюдать за людьми — именно они первыми протаптывают будущие трассы. Если руководствоваться этим правилом, то очевидно: витебчане уже лет двадцать таким образом намекали о необходимости связать более коротким путем огромный новый микрорайон Билево (сегодня здесь живет более 30 тысяч человек) с центральной частью города. Шутка ли: по кругу около 4 километров, а напрямки — метров восемьсот. Сюда, пока в тупиковое окончание проспекта Строителей, через железнодорожную ветку и гаражи по утрам и вечерам с улицы Короткевича перебегают десятки человек. Но совсем скоро эти микрорайоны свяжет комфортабельный и для машин, и для пешеходов новый проспект. Корреспондент «Р» побывал на стратегически важной для города стройплощадке.

Так выглядит сегодня будущий проспект — горожане получат подарок меньше чем через год.

Выбраться из пробки

Главный инженер управления капитального строительства г. Витебска Сергей Польский подчеркивает:

— Дело даже не в том, что после ввода в строй новой части проспекта Строителей значительно сократится путь как для пешеходов, велосипедистов, так и для автомобилистов. И не в том, что транспортники в будущем смогут обустроить здесь троллейбусную линию, которая окольцует город-новострой. Главное, мы сможем снять нагрузку с центральных улиц Витебска, автопотоки с которых, как ручейки, сходятся в конце Московского проспекта. На сегодняшний день это единственный выезд из города по трассе Витебск — Смоленск — Москва. А теперь судите сами: все автовладельцы 30-тысячного микрорайона, десятки единиц общественного транспорта плюс транзитные машины, следующие в направлении границы Российской Федерации… В часы пик тут образуются серьезные пробки.

Сергей ПОЛЬСКИЙ: «Мы сможем снять нагрузку с центральных улиц Витебска».

Еще недавно строительный забор подходил прямо к трассе, а теперь его уже отнесли на несколько десятков метров вперед, ближе к Билево. Шумный перекресток украшают новенькие подземные переходы, пока еще закрытые для пешеходов.

Представитель генподрядчика, начальник строительного участка «Витебскоблсельстроя» Андрей Шмавгонец приглашает журналиста первым пройтись по новому подземному туннелю:

— Обустройство перехода было весьма проблематичным, — признается Андрей Игоревич. — Его строительство начиналось более 20 лет назад. Но до конца хорошее дело, увы, не довели. Вода затопила переход. Так он и стоял. После того как было принято решение о продлении проспекта Строителей в Билево, пришлось им заняться вплотную. Место не очень удачное для подземки, близко подступают грунтовые воды. Во время морозов они практически выдавливали конструкции наружу. Но мы учли опыт эксплуатации других переходов, нашли эксклюзивные конструктивные решения. Надеемся, что на этот раз никаких непредвиденных ситуаций здесь не будет.

Пешеходный переход и вправду радует глаз. Красивая плитка на полу и стенах, удобные поручни и ступеньки, освещение. Сергей Польский отмечает:

— Переход планируем сдать в эксплуатацию в первую очередь — это произойдет вскоре после Нового года. Нам осталось лишь оборудовать видеонаблюдение во избежание фактов вандализма. А работы по благоустройству прилегающей территории уже проведены.

 И вдаль, и вширь

А вот и сама масштабная стройплощадка. Строители идут одновременно с двух сторон к железнодорожному мосту. От улицы Короткевича уже частично уложен асфальт. Трасса получается удобной и широкой в обоих направлениях. От проспекта Строителей можно наблюдать тротуары почти пятиметровой ширины. После разметки тут будет выделен отдельный участок для велосипедистов.

Иначе как масштабной стройку не назовешь.

Сергей Польский рассказывает: в настоящее время генподрядчики подошли к самой ответственной точке. Уже отчетливо вырисовывающийся проспект упирается в железную дорогу. Автобан пройдет внизу, под путепроводом из двух веток. Но останавливать надолго грузовые составы здесь невозможно: движение весьма оживленное. Поэтому подрядчики действуют поэтапно. По одной из веток уже проложены новые рельсы, вторая готовится к переустройству.

— Еще один очень важный момент, — отмечает Сергей Владимирович, — магистральная теплотрасса. Видите трубы огромного диаметра? К ним подвязано практически полгорода — и жилье, и предприятия, и организации. Поэтому до весны трогать этот участок мы не будем — подкопаемся, установим опоры, и работа продолжится под ними. А потом нам предстоит не только оборудовать надежную магистраль, которая пройдет уже по специальной эстакаде над землей, но и изменить ее конфигурацию, частично развернув. Вообще-то, на этом участке было множество инженерных коммуникаций — газо-, тепло- и водопроводы, линии электропередачи и другие артерии, большинство из которых уже перенесены.

По стройплощадке снуют большегрузные самосвалы. Крутые склоны укреплены 16-метровыми сваями. Экскаваторы безостановочно роют землю, продвигая широкий туннель будущего проспекта вглубь. Для строительства этой дороги уже вывезено 220 тысяч кубометров грунта. По самым скромным подсчетам, предстоит удалить еще около 30 тысяч — в общей сложности это почти 20 тысяч грузовиков.

Трудности в том, что по обе стороны проспекта — производственные территории промпредприятий, гаражные кооперативы. Андрей Шмавгонец показывает на подходящие впритык к стройплощадке ведомственные ограждения:

— Стараемся учесть интересы собственников, до минимума снизить неудобства. Главный аргумент — после открытия движения на этом участке доступность, а значит и популярность находящихся здесь сервисных служб, значительно возрастет. К счастью, люди относятся с пониманием, никаких жалоб нет.

Один из завершающих этапов строительства, как объясняют мои экскурсоводы, — транспортная развязка на улице Короткевича. К ее возведению строители приступят на днях. А уже осенью обещают справить «новоселье» — сдачу нового участка проспекта приурочат к областным «Дажынкам», которые в следующем году примет Витебск. Отличный подарок, не правда ли?

КОММЕНТАРИЙ

Сергей СОГЛАЕВ, заместитель председателя Витебского горисполкома:

— Строительство нового проспекта идет согласно графику. С финансированием проблем нет. Объект включен в областную инвестиционную программу. И хотя участок трассы небольшой — около километра, — его важность для города стратегическая. Один из основополагающих моментов — удобство для жителей нового микрорайона. Современный проспект для десятков тысяч людей сократит путь на работу, в школы, детсады и медицинские учреждения.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter