По форельному счету

Недавно я сильно обиделась на один ресторан. Несмотря на то, что мы там постоянные клиенты. Вернее, именно поэтому... Письма из Пекина

Недавно я сильно обиделась на один ресторан. Несмотря на то, что мы там постоянные клиенты. Вернее, именно поэтому. Есть у нас ресторанчики под Мутяньюйским участком Великой Китайской стены — с запрудами, где резвится радужная форель. Запруды эти делают на горных речушках, которых здесь в избытке, для форели — самое то. Чувствую, как у некоторых читающих на лице появляется улыбка. Оно и понятно: каждый, кто побывал у нас в гостях, и на стене той был, и форель ту ел. Более того, для многих именно «рыбалка» (удочки с наживкой выдаются: хочешь есть — поймай обед сам), как ни странно, оказывается лучшим воспоминанием о Пекине.


В последний раз нас здесь сильно обсчитали. Можно сказать, два раза. Когда принесли счет, мы с мужем весьма впечатлились. Наши гости, конечно, нет. Оно и понятно: в Минске цены куда выше, поэтому гости обычно ценам если и удивляются, то только тому, что они та–а–акие низкие. Но мы–то живем здесь! Поэтому решили пересчитать. Да–да, понимаю, что кого–то это может покоробить: помню сцену в знаменитом когда–то фильме «Интердевочка», где скупой типа швед в московском ресторане проверяет счет, а его русским жене и теще очень за это стыдно. Но, знаете, теперь мне эта сцена ужасной вовсе не кажется: в конце концов, я имею право знать, за что плачу свои кровно заработанные, к тому же официанты — ну что уж греха таить — случается, обманывают.


В этой истории больше всего меня возмутило то, что: 1) перед нами не извинились, 2) так поступили с постоянными клиентами.


Всех наших гостей после стены мы возим именно в этот ресторан далеко не первый год, так что нас там все знают. По логике, должны ценить. Но этот пример — еще одно доказательство того, что в Китае наша логика не действует.


Обсуждала эту историю с подругами — оказалось, у каждой таких примеров множество. Больше всех поразила приятельница, у которой в Китае давно налаженный бизнес: она здесь шьет сумки, которые потом в московских бутиках продаются как итальянские. Каждые три года она меняет фабрику, которая все это богатство производит. Говорит, три года — тот временной максимум, в который все делается хорошо, без вопросов и нареканий. На четвертый год начинается халтура: то фурнитуру поменяют на более дешевую (не спросив, понятное дело, заказчика), то вдруг цену начнут задирать в надежде, что заказчик не сможет быстро найти другого производителя и будет вынужден согласиться. Но наши ребята — крепкие, нового производителя они начинают присматривать уже через два с половиной года. Потому что из этого правила исключения если и бывают, то редко.


В Китае, если человек или компания переходят в разряд постоянных клиентов, отношение к ним меняется. Причем в отличие, например, от Европы или минских парикмахерских не в лучшую сторону. Постоянного клиента запросто могут «кинуть» (так поступили с одним моим знакомым сразу две фабрики, с которыми он работал почти пять лет, ел креветки, пил водку и пел в караоке «Подмосковные вечера» — близость почти интимная), исходя из той же идеи: а куда ж он, родной, денется? Наших такое отношение задевает ужасно — и они всегда находят других производителей, новые рестораны и не менее голосистые караоке.


И все начинается сначала: нового клиента «облизывают», товар производят изумительного качества, скидки предоставляют, креветками кормят, водкой поят и в лучшей городской гостинице селят за свой счет. Потому что условия игры нынче диктует тот, кто платит.


Но мне все равно обидно, что теперь нужно искать другую «рыбалку». Правда, проблемой это точно не станет: конкуренция в этом бизнесе жесточайшая. К тому же кризис и зима — туристов мало, а форель все равно плодится...

 

Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter