По дороге постепенных перемен

Становится ли проще вести хозяйственную деятельность?

Становится ли проще вести хозяйственную деятельность или Директива № 4 пока остается документом, больше устремленным в будущее? Думается, от разных участников экономической жизни в нашей стране можно услышать разные ответы и оценки. Но очевидно одно: движение вперед начато. Правда, впечатление такое, что в эту очевидность порой не решаются поверить те, на кого направлены изменения и упрощения.

Так, Министерство экономики столкнулось с массой обращений по поводу правоприменения Указа № 72 от 25 февраля «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». И теперь дает пояснения, уточняя, что обосновывать экономическими расчетами отныне обязательно следует только регулируемые цены. Как уточнили в пресс-службе Министерства экономики, подпунктом 2.3 пункта 2 Указа № 72 определено, что реализация товаров (работ, услуг), за исключением регулируемых в соответствии с указом, при отсутствии экономических расчетов не является правонарушением.

Да, поясняют в министерстве, уровень регулируемых цен (тарифов) должен быть обоснован соответствующими экономическими расчетами. А что касается цен, не относящихся к регулируемым, то по ним с 1 марта 2011 года составление экономических расчетов перестало быть обязательным.

Конечно, на ряд товаров, работ и услуг предусматривается сохранение государственного регулирования цен и тарифов. Прежде всего это отдельные товары и услуги, имеющие большое значение для экономической безопасности страны, продукция организаций-монополистов, а также социально значимые товары и услуги. Об изменении цен на них мы узнаем, как и прежде, из официальных сообщений о постановлениях Министерства экономики и иных ведомств. Во всех других случаях, если речь не идет о регулируемых ценах, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям теперь нет необходимости представлять экономические расчеты, когда они определяют цены и тарифы, которые собираются применять. На днях, кстати, такая норма распространена и на тарифы на перевозки междугородним пассажирским автотранспортом.

Еще одна существенная деталь: с принятием Указа № 72 отменены предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории республики, которые ранее устанавливались правительством. Соответственно отменяется и их регистрация.

Все, как выясняется, довольно просто: в указе прописан конкретный перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых сохраняется и применяется государственное регулирование цен и тарифов. Названы и органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию. А то, что не вошло в перечень регулируемых? На них цены и тарифы предприятия, организации и предприниматели теперь имеют право формировать самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. Странно получается, вроде об этом достаточно было сказано месяц назад, когда указ был опубликован, и в преддверии 1 марта, когда он начал действовать. Но все равно потребовались дополнительные разъяснения. Видимо, на подсознательном уровне у субъектов хозяйствования сформировались такая осторожность и стойкое опасение нарушить что-либо. К тому же привыкли, что на каждый документ следуют комментарии по его применению на практике. Вот и запросили пояснений.

Между тем действия, предусмотренные планами реализации Директивы № 4, продолжаются: по некоторым оценкам, за год предстоит изменить не один десяток нормативных актов. Еще одно действие – принятый 15 марта президентский Указ «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов». Комментируя его, в Министерстве финансов сообщили, что в Беларуси произойдет резкое сокращение количества форм первичных учетных документов, обязательных при оформлении хозяйственных операций.

Избран все тот же путь упрощения и конкретных формулировок. Указом четко определен конкретный минимальный состав сведений, которые обязаны содержать любые первичные учетные документы. В Минфине считают, что это даст возможность предприятиям и предпринимателям не заполнять ненужные для них реквизиты в утвержденных (действующих) формах. Более того, указ позволяет им самим выбирать и применять любые удобные для ведения бизнеса формы первичных учетных документов.

«Принятие этого указа является реальным шагом на пути существенного сокращения перечня обязательных для применения первичных учетных документов и количества реквизитов в них, как это предусмотрено Директивой № 4», – отметили в министерстве.

В целом Директива № 4 ввела в действие механизм, который упорядочивает и упрощает работу предприятий и предпринимателей. Стало также понятно, что на этом пути будут как сиюминутные результаты, так и постепенные перемены, которые должны улучшить бизнес-среду в стране.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter