Против сборной России белорусские баскетболистки сыграют с Линдсей Хардинг

Плюс один

Сегодня вечером женская сборная страны по баскетболу матчем против россиянок завершит выступление на турнире памяти Семена Халипского. Впереди — лишь два заключительных спарринга с чешками и чемпионат Европы, который должен дать ответ на олимпийские претензии самой успешной из игровых сборных Беларуси.

«Презентация» команды в Минске вроде бы удалась. В матче–открытии белоруски расправились со сборной Украины, в составе которой обнаружились знакомые по выступлениям за «Горизонт» Александра Хоменчук и Татьяна Антонюк. Румынки, с которыми наши девушки встречались вчера вечером, изначально не выглядели непреодолимыми соперницами. По большому счету, момент истины для сборной Анатолия Буяльского наступит сегодня в 16.30. Россиянки — тот соперник, по которому можно судить об уровне любой команды, но которого в прошлом мы уже обыгрывали, причем на топ–турнирах. Так что даже минимальная победа в сегодняшнем матче скажет об амбициях хозяек куда больше, нежели даже 26 очков Елены Левченко в матче против Украины. Вдобавок ко всему именно сегодня на паркете Дворца спорта должен состояться полноценный дебют в форме белорусской сборной американки Линдсей Хардинг.

История ее «белорусизации» достойна экранизации. Долгие ожидания ответа из Международной федерации баскетбола сменились ожиданиями самой Хардинг, которая из–за проблем с визами и паспортами никак не могла воссоединиться со своей новой командой. «Квест» благополучно завершился лишь в четверг вечером, когда во Дворце спорта шла третья четверть поединка белорусок с украинками. «Хардинг пересекла границу!» Баскетбольные руководители разного уровня поздравляли друг друга так, словно в едущей по шоссе из Вильнюса в Минск машине отсыпается после перелета как минимум Дед Мороз с олимпийской лицензией в кармане. Тем временем Анатолий Буяльский на расспросы о роли американки в команде приводил в пример другую представительницу заокеанского баскетбола — Епифанию Принс. В 2010 году разыгрывающая WNBA получила российское гражданство. Однако из–за долгой волокиты и адаптации в результате не попала ни на Евробаскет 2011 года, ни на Олимпийские игры в Лондоне, впечатляя поклонников баскетбола лишь размером заработной платы. На чемпионате Европы–2013, где Принс все–таки сыграла за Россию, эта сборная заняла лишь 13–е место. Белоруски там, напомним, вышли из группы с первого места и лишь в четвертьфинале уступили будущим обладательницам бронзовых наград — турчанкам.

С Хардинг вроде бы сюжет другой. В свое время Линдсей была первым номером драфта NBA, всерьез претендовала на попадание в сборную США да и время для адаптации баскетболистки в состав у тренерского штаба вроде бы еще есть. Однако недавняя новость, что прежний заокеанский клуб расторг контракт с Хардинг «из–за падения ее игровых показателей и формы», нет–нет да и заставляет Буяльского вновь вспоминать о Принс.

— Я не исключаю такого варианта развития событий, и поэтому нам важно сделать все, чтобы его не допустить. Нужно понимать, что пока мы не увидим ее возможностей вживую, строить какие–то серьезные планы рано. Да и предстоящая игра с Россией — не показатель. У Хардинг был утомительный перелет, причем с несколькими отправлениями: ей пришлось возвращаться, вылетать опять... Вдобавок ко всему вся эта шумиха вокруг Линдсей сказывается и на команде. Например, запланированная пресс–конференция национальной сборной Беларуси вдруг отменяется из–за неприлета Хардинг. Выходит, остальные игроки не важны? А ведь американка, даже самая мастеровитая, это лишь один из игроков команды, который может как вписаться, так и не вписаться в игру.

Баскетбол по науке


На чемпионате Европы в составе сборной Беларуси по баскетболу может оказаться сразу три «американки». Приезда одной из них — Линдсей Хардинг — дождались только что. Опыт выступлений в женской НБА есть и у лидера команды — Елены Левченко. Помимо них, форму национальной команды впервые в карьере надела и Анна Каленто, вот уже три года выступающая в студенческих чемпионатах США. Улучив момент в тренировочном графике сборной, мы поговорили с Аней о том, как баскетболистка «Березины» оказалась на том берегу Атлантики и с какими ожиданиями приехала на помощь национальной команде.



— Главный тренер сборной Анатолий Буяльский считает, что с вызовом Анны Каленто в нацкоманду опоздали. Тебя раньше действительно не звали?

— Разговоры о том, что, дескать, неплохо было бы меня пригласить, были и в прежние годы, но ситуация складывалась достаточно странная. С одной стороны, у меня не было возможности присоединиться к команде с начала сборов. Я ведь училась и играла в США. С другой стороны, я могла бы подключиться по ходу подготовки и это было бы неплохо. Но, похоже, во мне просто не нуждались.

— Не обидно было, что человек с опытом, пусть студенческого, но американского баскетбола, дома оказался не востребован?

— Обидно. Мне очень хотелось поиграть за сборную, но от меня ведь мало что зависит: как получилось, так получилось. Так что нынешнему предложению Буяльского я очень обрадовалась. Это отличная возможность поиграть на высоком уровне с опытными игроками.

— Плюс показать себя перед скаутами.

— Я понимаю, что это лишь мой дебют, первый год, я совершенно не знаю ни команды, ни тренера, ни его системы. Да, состав не сильно изменился, но я ведь с этими девушками раньше не играла. К тому же мне в любом случае еще год доигрывать в США за университет.

— Сложно молодой белорусской спортсменке попасть в американскую баскетбольную систему? Ведь за все время, кроме тебя и Лены Левченко, по ту сторону океана никто из белорусских девушек не отметился...

— Скажем так: если у человека есть желание, то возможности также найдутся. У меня желание было. Плюс нашелся человек, который помог выбрать подходящий колледж, объяснил что к чему, посоветовал. Без подготовки и знания предмета ничего не получится. Важно точно понимать, в какой колледж отправлять заявку, чего ждать и на что рассчитывать. Мне повезло: мое видео показали тренеру команды одного из колледжей и он заинтересовался.

— Помнится, легионеры, приезжавшие на первых порах в минские «Цмокi», едва ли не сами вечером делали нарезки лучших моментов своей игры, чтобы потом рассылать их агентам и менеджерам. Ты, выходит, тоже коротала вечера за видеонарезками?

— Нет, все проще. Я отослала запись одного из матчей чемпионата Беларуси. Это было несложно. И, похоже, этого оказалось достаточно. Но одно дело договориться, и другое — влиться в новую среду: другая система, другой язык, обстановка, культура. Тренировки построены совсем иначе, и физически гораздо тяжелее. В Америке очень мало времени уделяют тактике: в основном все построено на атлетизме и индивидуальном мастерстве.

— После чемпионата Беларуси твоего индивидуального мастерства хватало, чтобы не выпадать из игры?

— На начальном уровне — да. Я ведь поначалу в «джуниор–колледже» училась. Это что–то вроде нашего техникума. Потом перешла в университет — там уровень повыше. Три дивизиона, причем в первом играет около 320 команд. Сколько играет в двух оставшихся, могу лишь догадываться. А ведь есть еще дивизион под названием NAAA. Не то чтобы совсем непрофессиональный, но близкий к тому.

— Ты родилась в баскетбольной семье. Мама, Янина Пекарская, памятна многим по игре в «Горизонте». Отец, Григорий Каленто, и сегодня тренирует вторую команду «Горизонта». Это помогает строить карьеру?

— Не очень. Даже когда играла под его руководством в «Березине», пахать приходилось даже больше, чем остальным. Я к этому относилась с пониманием. Всегда ведь могли возникнуть разговоры, что, дескать, меня отец тянет в команду. Конечно, он был не против моего переезда в США. Вместе с мамой они очень пристально следят за развитием моей американской карьеры, и иногда, если что–то не получается, я даже обращаюсь к ним за советом. Но до того, чтобы звонить и выговаривать мне за какие–то ошибки после каждой игры, не доходит. Он ведь, конечно, тренер, но в первую очередь все–таки папа.

— Твоя нынешняя команда была бы лидером чемпионата Беларуси?

— Нынешняя, пожалуй, была бы лидером. Но это — первый дивизион. А вот та, в которой я начинала, — вполне себе середнячок по нашим меркам. Что–то вроде «Сожа» или теперь уже бывшей «Березины». Так что не нужно думать, что в США в каждой команде запредельный уровень. Все реально.

— Очень многие белорусские спортсмены, уезжая в американские или европейские клубы, сталкивались с тем, что там никто их не контролировал. И многие, так и не научившись правильно пользоваться этой свободой, очень скоро завершали карьеру. Как у тебя с самоорганизацией?

— В моей команде (как и в большинстве студенческих команд США) игроков не контролируют, лишь когда они спят. Дело в том, что для имиджа университета очень важно, чтобы спортсмен в полной мере являлся лицом и команды, и всего учреждения. Особенно если речь идет о штатах вроде Небраски, в которой я играю. У нас ведь нет профессиональной женской баскетбольной команды, нет футбольного клуба... Поэтому к нашему фактически студенческому клубу приковано просто невероятное внимание болельщиков. Следовательно, мы должны соответствовать уровню. Руководство команды отслеживает даже сообщения, которые игроки публикуют в Твиттере или Фейсбуке. Инстаграм также под наблюдением. Если ты спортсмен, то не имеешь права размещать фотографии, как ты, допустим, проводишь время в баре. Или какие–либо провокационные рассуждения или мнения. О политике, например. Случись такое — все узнают через считаные часы и санкции последуют незамедлительно.

— Такое внимание сильно напрягает?

— Сперва напрягало, потом привыкла. Сейчас, например, практически ничего не размещаю в Твиттере: постоянно сидит мысль, что любое фото или слово может быть кем–то неправильно истолковано, отсканировано и меня будет ждать разговор с менеджером.

— Так ведь толком и вечерком прогуляться не получится: назавтра фото будут на столе у клубного руководства...

— Что поделать — таковы правила. Во время сезона никаких вечеринок, никакого алкоголя или чего–то подобного. Прогуляться, конечно, можно. Главное, не разводить после этого слишком бурных обсуждений прогулки в социальных сетях. Хотя, если тебя кто–то из команды увидит гуляющей по улице в час ночи, вопросы также могут появиться. Правда, я в такие ситуации не попадала.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 101 (24731). Суббота, 30 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter