Плюс два миллиона тонн

Белорусский цементный завод освоил резиновое топливо

Белорусский цементный завод увеличил объемы производства на 7 процентов и освоил выпуск двух новых видов продукции

Как и куда ее продавать в условиях падения спроса? Вопрос актуален для каждого из трех гигантов цементного производства — Костюковичей, Кричева и поселка Красносельский. Три последних года предприятия отрасли работали исключительно на внутренний рынок. Дело понятное: в стране выросли объемы строительства жилья, цемент позарез был нужен дома. И он был. Но как теперь подступиться к прежним зарубежным партнерам, успевшим отвыкнуть от белорусского товара? В Костюковичах нашли свой ответ на сложный экспортный вопрос.

Много сил отдано повышению качества продукции. В этом году, например, запущена новая технологическая линия по помолу песка. Он сушится в мельнице, многократно измельчается и только затем подается в сырьевую смесь. Качество клинкера — основного компонента цемента — благодаря этому заметно повышается. В начале года на БЦЗ также появился новый роллер-пресс. Специалисты понимают, насколько важно предызмельчить цементную смесь, прежде чем она попадет в шаровую мельницу. Эффективность на выходе — порядка 10—15 процентов. И это хороший результат.

— Второй год работает линия по сжиганию альтернативного топлива. Кто-то махнул рукой еще в самом начале, кто-то отказался из-за нестандартности сырья, а мы попробовали... Сегодня завод сжигает любые шины: от легковых до крупногабаритных БелАЗовских. За четыре месяца через печь прошли уже 3500 тонн резиновых «дров», — рассказывает «Р» Игорь Ложечников, главный инженер БЦЗ. — Все просто. Денег за «топливо» платить не нужно — его везут сюда как утиль. Польза же чрезвычайно велика. Представьте: тонна резины равна по энергоотдаче 1000 кубов природного газа. А в 2008-м мы сожгли 4500 тонн. Размеры прямой экономии подсчитать несложно... 

Полным ходом идут работы и на площадке, где вскоре должна появиться новая линия мощностью 1,8 млн. тонн цемента в год. Газопровод уже вынесли за пределы стройплощадки, подводятся коммуникации… Как ожидается, подготовительный период займет еще около полугода. Собственно стройка стартует в начале 2010-го.

— В 2007 году подписано рамочное соглашение с китайской корпорацией «Ситик», которая должна поставить и смонтировать три такие линии на всех цементных заводах Беларуси. Сейчас специалисты БЦЗ находятся в Китае, где, как ожидается, будет подписан договор на базовое проектирование, — продолжает Игорь Ложечников. — Мы хорошо понимаем: немало времени уйдет на перевод и адаптацию проекта к белорусским стандартам. Тем не менее к концу следующего года линия должна быть введена в эксплуатацию. А значит, к нынешним 1 040 000 тоннам у нас прибавится еще почти 2 млн. тонн.

Пока же все силы брошены на покорение экспортных высот. Здесь приходится нелегко: цены на цемент в России сильно упали, рынок заполонили своей продукцией турки и китайцы. В январе—феврале БЦЗ начинал всего с 10 процентов экспорта в Брянск, Смоленск, Москву и Петербург. Сейчас продажи в страну-соседку идут по нарастающей: во втором квартале поставлена задача выйти, минимум, на 15—20 процентов экспорта от общего объема производства. Реально? Вполне. Во многом для этого на заводе освоили выпуск двух наиболее востребованных видов цемента (песчанистого и нормированного) и запустили мельницу помола извести. Кроме того, перешли на новый вид упаковки биг-бэг, вмещающей от 800 до 1000 килограммов цемента. Уже очень скоро, надеются на предприятии, эти огромные мешки с торговой маркой БЦЗ снова замелькают на всех ведущих стройках Европы.

Кстати

Белорусский цементный завод — единственное предприятие отрасли, показавшее 7-процентный темп роста объемов производства по итогам первого квартала 2009 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter