Плоть от плоти

Почему в Новополоцке зритель не идет на футбол?

86–я минута поединка заключительного тура чемпионата пятого (!) английского дивизиона (National League). Вылетающий в шестой дивизион «Саутпорт» принимает уже обеспечивший себе переход в четвертую по силе лигу «Линкольн». За этим ничего не решающим поединком абсолютного аутсайдера и уверенного лидера наблюдают 3.462 человека — это более половины вместимости стадиона в 90–тысячном городке. Попрощаться с бесславным сезоном любимой команды пришел каждый 26–й житель города Саутпорт.

100–тысячный Новополоцк больше Саутпорта на 10 тысяч человек, и это без почти такого же Полоцка. В стартовом туре текущего чемпионата страны местный «Нафтан» принимал «Слуцк». Эта игра, в отличие от упомянутой ранее английской, решала многое. Каким вступит в сезон любимый «Нафтан», смогут ли новички команды показать себя? Город должен был ждать праздника, но его жителям предложили всего лишь матч. Это раньше достаточно было афиш. Сегодня за болельщика надо ежедневно бороться, так как с белорусским футболом конкурируют ведущие западные лиги и масштабно показываемые на белорусском телевидении еврокубки. Всего 700 зрителей на матче открытия — угнетающий показатель. Он явным образом демонстрирует: большой футбол жителям города, по сути, не нужен.


«Вы чувствуете себя не покупателем услуг, а непосредственной частью клуба, чувствуете, что идете с клубом в одном направлении. Футбол — вид спорта, собирающий людей в группу. Многие болельщики следят за командой из родного города и сопереживают ей. Их личность становится плотью от плоти команды», — рассказывает Майкл Бранскилл из английской организации болельщиков Football Supporters Foundation» в интервью газете The Telegraph. Наверное, поэтому, невзирая на конкуренцию с грандами, число поклонников маленьких клубов в Британии практически не снижается.

Уже следующую игру в Новополоцке против «Витебска» посетили всего 370 человек, через тур матч против «Крумкачоў» — 300 человек, а майский поединок против «Городеи» — 215. Ситуация в городе полностью противоположна словам Бранскилла. Жители не идут с клубом в одном направлении и уж тем более не чувствуют, что являются с командой единым целым. Ведь, что греха таить, стадион «Атлант» и близко не собирал аншлаги даже в более успешные времена, когда команда добивалась права выступать в еврокубках. Отсутствие доморощенных игроков и профессиональной работы с аудиторией тому виной.

Связь с родным городом — это единственный шанс быть этому городу нужным, как бы банально это ни звучало. Тогда даже в тяжелый для клуба финансовый период трибуны заполнялись бы куда активнее. Новополоцк — город рабочий, соответственно заводская многотиражка — одно из наиболее популярных СМИ в городе, а сарафанное радио работников «Нафтана» работало бы не хуже FM–станций. Команда могла бы быть гораздо более интегрированной в жизнь градообразующего предприятия. Не с дежурным видом заходить за проходную посмотреть на трубы в рамках «обязаловки», не соблюдать формальности, а общаться с болельщиками прямо там, на заводе, или в рамках клубных проектов вне его территории. Тогда команда становилась бы ближе не только рабочим, но и членам их семей, детям, знакомым. Для этого не нужен бюджет, нужны лишь стратегия и страсть в ее воплощении. Тогда и в городе был бы актуален футбольный праздник где–нибудь в центре, и Полоцк подтянулся бы. Сделали бы открытые тренировки для семей, привозили бы на дом абонементы — давние проверенные ходы, но они работали бы.

Конечно, этим надо было заниматься более 10 лет назад. Клуб упустил свой шанс, но никогда не поздно начать наверстывать упущенное. Вам могут возразить: серьезных денег на зарплаты сегодня в «Нафтане» нет. Но и здесь есть выход. Раскрутку клуба стоит отдать на откуп молодым талантам, которые даже в безнадежной ситуации смогут поднять интерес к клубу и в городе, и в масштабе страны. Ежегодно институт журналистики БГУ выпускает десятки юных специалистов в СМИ и PR. Многие из выпускников проходят распределение, и, конечно, среди таких специалистов найдутся те, кто с удовольствием поработает на свое имя и будущую карьеру, не требуя завышенных зарплат. Возможно, найдутся и мотивированные местные кадры, знающие проблематику, умеющие привлекать аудиторию через социальные сети и другие каналы. Думаю, что если бы, к примеру, сейчас игроки записали видеообращение к рабочим «Нафтана» и всем жителям города с обещанием отдать все силы (показывать себя футбольному миру даже при финансовых проблемах клуба все равно надо), при бюджете в 0 рублей это принесло бы лишних двести человек на ближайшем матче. Не стоит бояться доверять молодым специалистам. Раз уж сами не справились.

Версия для печати
вовц
Гениально. Респект, Иван Караичев! Именно -"годами", да что там годами, поколениями создавались ...? Традиции. Поэтому и пшиком идут хитроумные "маркетинговые акции", смешно - это же "дешевка" - к футболу, зрелищу - добавлять (например) - "певцов с танцорами"... И ... И СБ виновата, кстати. Была традиция - обзор одного журналиста, так газету "Знамя Юности" разбирали за десять минут в киосках, о футболе, да, о футболе рассказывал. Всерьез, без сюсюкания и мелкотемья... Было...
Дмитрий, 29, Минск
А откуда взяться молодым, если всех или почти всех набирают по блату. Даже в Минске. В Крумкачах какие-то подростки рулят и есть толк.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?