Как бороться с пробками в Минске

Площадь Бангалор: далее везде

Что делать, чтобы движение не превратилось в свою противоположность: стояние в пробках?..
Белорусские города, практически заново построенные после войны, отличают продуманность планировки, ширина проспектов и улиц, спроектированных, казалось, с большим запасом пропускной способности. Этот запас стремительно иссяк буквально на наших глазах за несколько последних лет. Взрывная автомобилизация породила кратно возросшее число машин. Улицы остались теми же, большинство из них расширять просто некуда. Что делать, чтобы движение не превратилось в свою противоположность: стояние в пробках?



Один из примеров удачного решения транспортной проблемы дает минская площадь Бангалор, куда вчера представители ГАИ пригласили журналистов. Для того, во–первых, чтобы еще раз объяснить суть перемен в организации движения и показать их результат. Во–вторых, предупредить водителей, что период относительной лояльности со стороны инспекторов здесь закончен, нарушителей будут наказывать принципиально и строго.

Термин «развязка», принятый у дорожников и водителей, до недавних пор едва ли подходил к этой площади с круговым движением. На перекрестке сходятся потоки по улице М.Богдановича (единственной магистрали, дублирующей проспект Независимости) и по внутреннему городскому кольцу, принимающему немало транзитных машин. На то и развязка, чтобы решать транспортные проблемы. Но здесь они с годами лишь нарастали, пока не достигли остроты критической, предельной...

Татьяна Харлинская, руководитель пресс–службы ГАИ ГУВД Мингорисполкома, называет перекресток на Бангалор самым проблемным в городе. Возможно, и во всей стране. Ежегодно здесь фиксировались 4 — 5 дорожно–транспортных происшествий со смертельным исходом, столкновения машин случались практически ежедневно: в среднем по 360 — 380 за год! С 1 мая, когда организация движения по площади была изменена, статистика резко изменилась. За минувшие полгода аварийность снизилась в полтора раза, за это время здесь никто не погиб, при том, что пропускная способность перекрестка возросла на треть. ГАИ считает решение удачным.

Оценку разделяет председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник, проводя аналогию с перекрестком в Варшаве, взятым за образец. Смысл перемен он объясняет так. Прежде приоритет был за теми машинами, которые, вольно пересекая разделительные линии, поворачивали налево либо разворачивались на площади. Их вынуждены были пропускать основные, следующие прямо транзитные потоки. Теперь приоритет отдан им. Схема проезда проста: поворот налево или разворот — только из крайнего левого ряда, поворот направо — только из крайнего правого, средние ряды едут прямо.



Полгода Минская ГАИ вела активную кампанию, через всевозможные информационные источники разъясняя водителям правила проезда площади. Этого времени, уверена Т.Харлинская, было достаточно. Теперь инспектора фиксируют здесь главным образом умышленные нарушения, например, проезд на красный сигнал светофора. Пресекать подобное ГАИ будет безжалостно: внимание к перекрестку остается повышенным.

Оптимизация движения по нему продолжится. Второй этап предполагает обновление покрытия и специальную разметку, которая, уверяет Ю.Важник, будет видна и зимой. На этот счет в Мингорисполкоме уже принято решение. Имеющийся резерв пропускной способности позволит, наконец, относительно безболезненно дождаться третьего этапа — строительства к концу десятилетия развязки в разных уровнях. А почему площадь не «разрежут»? Этот рецепт, указывая на минскую площадь Ванеева и подобные перекрестки, называют главным образом водители, то есть эксперты–любители. Профессионалы же считают решение, во–первых, малоэффективным, во–вторых, слишком дорогим. Проект для Бангалор просчитан, он обошелся бы — ввиду перекладки большого количества подземных сетей — в 5 млн. долларов.

Сейчас в БАЭС изучаются все загруженные перекрестки мегаполиса, составляется рейтинг их проблемности — для последующей оптимизации движения. По мнению Ю.Важника, это достойный пример успешного партнерства государства и общественной организации. Но ведь подобных перекрестков немало по всей стране, одного рецепта для всех нет и быть не может.

Но есть совет водителям — от профессионала. Юрий Важник обращает внимание, что более узкими стали полосы движения на проспектах Независимости, Партизанском, и замечает: «Надо привыкать, что прежнего простора на дорогах больше не будет. Мы ждем от водителей европейского отношения к разметке и дорожному движению вообще».

Советская Белоруссия №194 (24331). Вторник, 15 октября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter