Насколько востребованы белорусские ткани

Платье с местным колоритом

Была свидетелем: на очередном модном показе дизайнеры расхваливали свою продукцию. Но: пальто — из итальянского кашемира, платье — из французского жаккарда, юбка — из турецкого хлопка. Модели привлекательные, чего не скажешь о ценах. Возможно, будь одежда выполнена из отечественных тканей, и ее стоимость была бы иной. Судя по стендам, авторы пока не сильно поддерживают местных производителей. Однако после модернизации гиганта текстильного рынка ОАО “Камволь” ситуация может измениться. Начиная с 2012 года в предприятие было вложено более 110 миллионов долларов, и теперь оно целенаправленно движется к полному обновлению ассортимента.

Дизайнер одежды Иван Айплатов честно признается, что не шьет из отечественных тканей, предпочитая им итальянские, французские, немецкие. Но тут же добавляет, что собирается попробовать

Дессинаторы ОАО “Камволь” обсуждают новые образцы ткани. Уже в следующем году ф планирует увеличить объем производства вдвое

— Когда-то были попытки использовать продукцию наших фабрик, но ее качество не устроило ни меня, ни клиентов. Возможно, новая шерстяная история “Камволя” порадует больше. В любом случае попробую поработать с новыми артикулами. Знаю, что предприятие отремонтировано, оснащено дорогим оборудованием. Но стоит помнить, что в производстве тканей много других важных составляющих: качественная сырьевая база, финишная обработка ткани и, главное, люди — те, кто эти ткани разрабатывает и делает. И здесь важно не скупиться и для старта пригласить за любые деньги суперпрофессионалов, которые зададут тон и обучат наших специалистов. Иначе цена оборудования превратится в ноль.


Популярный бренд KRASA специализируется на пошиве “сукенак для сапраўдных беларускіх лэдзі”. Казалось бы, бренд с национальным колоритом уж точно должен отшивать модели из отечественных тканей. Однако для платьев здесь используют в основном импорт.

— К сожалению, на нашем рынке очень мало своих легких тканей. Предприятия производят плотные костюмные, которые не подходят для платьев, — объясняет сооснователь бренда Анна Кулакова. — Нам не хватает хлопка, вискозы и, как ни удивительно, качественного льна.

С недавних пор, говорит Анна, команда KRASA стала плотно сотрудничать с двумя нашими производствами — “Камволь” и “Сукно”:

— Сейчас на “Камволе” совместно с турецкими специалистами разрабатывают новые ткани. Видели первые образцы. Предприятие действительно очень подтянуло качество. Раньше к шерсти были претензии от потребителей. Сейчас же она очень приятна для тела, не колется. Не скажу, что наши делают дешевле китайских или польских. Ценовая категория практически одна. Но стоимость нашего текстиля значительно ниже, чем итальянского и турецкого.

Анна Кулакова надеется в будущем увеличить количество используемых белорусских материалов, пока же они составляют в производстве не более 20 процентов. На крупных предприятиях похожая ситуация.

Заместитель генерального директора ОАО “Элема” Анатолий Венедиктов объясняет это тем, что некоторые ткани у нас просто не производят. Например, это касается альпаки (похожа на стриженую норку). Стоит более 30 долларов за погонный метр, из нее на фабрике шьют эксклюзивные модели:

— Мировой рынок достаточно устоявшийся. Есть ряд компаний, которые задают тенденции на следующий год. Покупаем турецкое полотно, немецкое, итальянское. Что касается белорусских производителей, их не так много. И массовое производство у нас слабо налажено. Мы работаем с белорусской пряжей, есть хорошие образцы у камвольного комбината, но это пока не массовое производство. “Камволь” делает правильные шаги. Но нужно тщательнее следить за тенденциями. Мы передаем на предприятие образцы, которые находим, для понимания, чему надо соответствовать. Очень важно произвести то, что хотят купить, а не продавать то, что производишь.

Иван Айплатов с сожалением констатирует, что маркетинг на всех наших предприятиях очень слабый:

— На “Камволе” до реноваций его вообще не было. На могилевском “Моготексе” ситуация лучше, видел их на выставках: например, на московской предприятие было очень хорошо представлено. Но это единичный случай. В основном же у наших дизайнеров об отечественных предприятиях нет никакой информации. Представители зарубежных фабрик ездят по миру с чемоданами, показывая свой товар. Приезжают даже в маленькие мастерские Минска. Так делают французы, итальянцы, немцы... Работать с иностранным производителем напрямую сегодня достаточно легко. Можно ли представить, что кто-то из “Камволя” ездит с чемоданами хотя бы по Беларуси, представляя свою продукцию?

Дизайнер детской одежды Лидия Баринова уверена, что наша текстильная отрасль нуждается в рекламе, молодых креативных специалистах:

— Наши ткани можно и нужно использовать в пошиве одежды. Мне они нравятся по качеству, прокрасу. Применяю их как самостоятельно, так и в сочетании с импортными. Единственное, что, на мой взгляд, требует доработки, — это принты. Не хватает современных модных расцветок. Но это, скорее, следствие неготовности потребителя платить более высокую цену за отечественную ткань с хорошим принтом, так как введение любой новой технологии, окраса сразу удорожает производство продукта. К сожалению, до сих пор многие дизайнеры не применяют отечественных тканей из-за стереотипа, что белорусское — это немодно, а вот зарубежное — это стильно и актуально. Если бы наши модельеры обращались к отечественным материалам, даже в сочетании с зарубежными, это значительно удешевило бы продукцию и сделало бы ее доступной для большего количества людей.

КОМПЕТЕНТНО

Георгий Гриц, кандидат экономических наук:

— Существует такое понятие, как fast fashion. Так называемая быстрая мода стала целой конкурентной стратегией западных компаний перед китайской экспансией. Китайцы заняли нишу: дешевый товар большими партиями. Конкурировать с ними крайне тяжело. Поэтому наши предприятия по примеру западных должны стремиться к быстро перестраиваемой технологии. Был в прошлом году на камвольном комбинате. На предприятии установили оборудование самых известных мировых производителей, но я не заметил людей, дизайнеров, которые могут быстро улавливать вкус. Мы должны создать школу дизайнеров. Это если мы хотим войти в более дорогой сегмент текстильного рынка. Но есть еще одна ниша, которую мы можем занять. Она касается  обслуживания государственных ведомств — пожарных, милиции, армии и так далее. Мы традиционно этим занимались. Белорусским фирмам разрешили участвовать в тендерах на поставки товаров госкомпаниям России на равных. Однако до сих пор по поставкам продукции для силовых и муниципальных структур действуют ограничения. Необходимо предпринимать меры, лоббирующие интересы Беларуси, на уровне Евразийской экономической комиссии.

ДОСЬЕ “НГ”

В настоящее время в составе концерна “Беллегпром” изготовлением тканей занимаются 8 организаций. Начальник управления координации развития текстильной отрасли концерна Ирина Лапченко рассказывает, что их общий объем производства за прошлый год составил 118,5 млн квадратных метров. В то же время в страну было импортировано около 123,8 млн квадратных метров текстиля. Основными поставщиками являются Китай, Турция. Швейные организации концерна ежегодно при изготовлении ассортиментных коллекций используют ткани как закупаемые по импорту, так и отечественные. Удельный вес белорусского материала в общем объеме переработки предприятиями швейной отрасли составляет от 30 до 50 процентов.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter