«Беллегпром» предлагает объединить «Камволь» и «Сукно». Будет ли экономически эффективным этот союз?

Сколько ниточке виться

Легкая промышленность — не нефтяная отрасль, на ней много не заработаешь. Эту фраз у любят повторять те, кто знаком с производством тканей не понаслышке. Взять хотя бы знаменитый «Камволь» — единственное в стране и крупнейшее в СНГ предприятие по производству чисто шерстяных и полушерстяных тканей. Советские времена, когда здесь выпускали почти 22 миллиона погонных метров, давным-давно канули в Лету. Пережив довольно затяжной кризис, «Камволь» начинает историю с чистого листа. О перспективах обновленного производства, возможном объединении с суконным комбинатом и будущем всего рынка натуральных тканей «Р» рассказал председатель концерна «Беллегпром» Николай ЕФИМЧИК. 

Птица Феникс завтрашнего дня

Николай ЕФИМЧИК: Мы надеемся, что к концу года «Камволь» сработает в плюс
Фото Сергея Лозюка
Еще пять лет назад некогда флагман легкой промышленности находился в глубокой финансовой яме: изношенное оборудование, минусовая рентабельность, чистые убытки, просроченная кредиторская задолженность — все это якорем тянуло «Камволь» на дно. В КГК даже разводили руками: по сути, передовое предприятие страна потеряла. Возрождение его, словно птицы Феникса из пепла, было долгим и непростым. В общей сложности государство вложило в убыточное производство более 110 миллионов долларов, превратив его в одно из самых передовых в Европе и СНГ. Сегодня уже можно сказать: «Камволь» начинает оживать и постепенно выходить на безубыточную работу. По оценке Николая Ефимчика, впервые за последние годы здесь сработают в плюс:

— Сейчас рентабельность продаж у «Камволя» чуть более 6 процентов, и мы очень надеемся, что к концу года предприятие сможет получить чистую прибыль. Это при том, что еще в начале 2016-го рентабельность была отрицательной — минус 68%. 

Вложенные инвестиции спасли ситуацию: новое оборудование позволило значительно увеличить объем производства. Кроме того, здесь привлекли к сотрудничеству турецкую компанию Zen Led, разработали новый ассортимент (сейчас это уже 119 артикулов тканей) и в целом новую стратегию освоения рынков. Николай Ефимчик называет турецких партнеров ключевым агентом по продажам: до конца года им будет поставлено более 300 тысяч погонных метров ткани, произведенной по новой технологии. В 2018—2019 годах с Zen Led будет действовать дилерский контракт: партнеры берут на себя обязательство ежегодно реализовывать не менее 4 млн погонных метров ткани. Руководитель концерна уверен: бренд Kamvol от кооперации только выиграет. 

— Турецкие эксперты принесли свои технологии, которые мы внедрили. За наши ткани сегодня абсолютно не стыдно. Раньше ассортимент предприятия в основном состоял из продукции специального назначения, на мировом рынке нас никто не знал. Благодаря Zen Led, которые всегда были крупным и известным игроком, мы выходим на рынок Европы, Азии и России. Что касается российского рынка, обращаю внимание: речь идет о поставках тканей самого высокого уровня. 

Наша элитная шерсть 

Помощь от турецкой компании пришла вовремя еще и потому, что конъюнктура на мировом рынке существенно меняется. Сегмент натуральных тканей заметно сокращается: за последние годы он просел на 20%. Бренды масс-маркета, рассчитаные на молодежь, используют в основном синтетику, а шерсть и хлопок стоят значительно дороже. В то же время при производстве камвольных тканей помимо шерсти используются и вискоза, и лайкра, и химволокно. А смесь шерсти и, например, льна сегодня становится очень популярной и ценной в Европе. Николай Ефимчик называет эти ткани отменными и добавляет: разработка такой продукции в стране идет. 

В модернизацию камвольного производства вложено более 110 миллионов долларов
Фото Павла ЧУЙКО

Сейчас обновленный «Камволь» про запас не работает: весь объем сразу расходится. Впрочем, на складах еще пылятся ткани, выпущенные несколько лет назад. Больших денег на них уже не заработаешь, признается руководитель концерна, но распродать ассортимент можно. Что касается новых артикулов, средняя цена погонного метра на внешнем рынке колеблется в районе 10—15 долларов. Это конкурентная цифра и внутри страны. Новый ассортимент скоро появится не только в фирменном магазине «Камволь». Еще одна перспективная идея — глубокая переработка собственных тканей. Для этого сейчас рассматривается вариант создания объединенной структуры на базе «Камволь» и «БелКредо». Это позволит первому производителю выпускать собственные костюмы. Николай Ефимчик перечисляет выгоды:

В перспективе «Камволь» сможет выпускать собственные костюмы
— Во-первых, мы получаем четкое видение рынка — какие ткани наиболее ликвидны. Во-вторых, появляется добавленная стоимость. Судите сами: одно дело продавать ткань по 12 долларов за метр, другое — готовый костюм, который стоит не менее 100 долларов в эквиваленте. По всем канонам увеличить выручку на готовом изделии можно в 2—4 раза. Все, кто работает на рынке шерстяных тканей, понимают: нужно идти по этому пути. 

Кроме того, ожидается, что экспорт камвольных тканей уже в следующем году достигнет 80%. 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В следующем году «Камволь» планирует выпустить 4,5 млн погонных метров ткани: около 800 тысяч метров останется на внутреннем рынке, остальное — на экспорт. К 2020-му объем производства достигнет 6 млн погонных метров.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Без «Сукна» и задоринки 

Теме объединения камвольного и суконного производства уже не один год, а вопрос, нужно ли сохранять два самостоятельных предприятия, остается открытым. Ранее в Правительстве заявляли: объдинение предприятий «Камволь» и «Сукно» неизбежно пойдет на пользу обеим компаниям. 

Напомним, дело об экономической несостоятельности ОАО «Сукно» Экономический суд Минска возбудил в июле. Предприятие само подало заявление о признании его банкротом, ссылаясь на имеющуюся неплатежеспособность, которая приобрела устойчивый характер. На комбинате надеются, что за время санации смогут выйти из убытков. 

— Сегодня «Сукно» ежемесячно выпускает 30 тысяч метров ткани, — напоминает Николай Ефимчик, — а его задача — поставлять 700—1000 метров. Для этого не нужно огромное производство в 43 тысячи квадратов, достаточно 8—8,5 тысячи. Да, мы должны сохранить определенный ассортимент: речь идет о специальных суконных тканях, тканях для пледов. Но у «Камволя» сейчас отходов ровно столько, сколько нужно суконному комбинату для выпуска необходимого им объема. Реально можно при минимальных затратах перенести производство «Сукно» на «Камволь». По сути, сделать его цехом. Это будет самым эффективным решением с хозяйственной и экономической точки зрения. 

По словам председателя концерна «Беллегпром», интерес к суконному комбинату проявляли многие инвесторы. Однако никто из них не планировал вкладывать деньги в возрождение производства. Основной целью всех иностранных игроков была ликвидация белорусского конкурента. 

Проект указа по объединению предприятий готов, осталось лишь определиться с четкой и принципиальной позицией. В свое время представители суконного комбината озвучивали идею возрождения все-таки самостоятельного производства, в то время как в Правительстве и концерне «Беллегпром» выступали за объединение. Оно может произойти в том числе и за счет продажи площадки «Сукна» — за вырученные средства производство и переедет на камвольный комбинат. Решение суда о дальнейшей работе ОАО «Сукно» будет принято в конце декабря.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter