Беларусь нередко критикуют за приверженность к пятилетнему планированию экономики

Планы на завтра

Беларусь нередко критикуют за приверженность к пятилетнему планированию экономики. На самом деле в таком же ключе работает большинство стран мира. Просто вместо пятилеток в качестве стратегических сроков могут быть задействованы иные периоды, но суть одна: планирование как процесс присуще большинству развитых экономик. А пятилетними планами, помимо нас, по-прежнему «грешат», например, такие нынешние гранды мировой экономики, как Китай, Индия, Индонезия. Вчера на Президиуме Совета Министров одобрили концепцию Программы социально-экономического развития страны на 2016—2020 годы. По сути, работа над планом на следующую пятилетку еще в самом начале. Она идет чуть больше месяца, и пока первую «рыбу» на суд руководителей министерств и ведомств представило Минэкономики. 

Разработка документа проводилась в соответствии с республиканским Законом о государственном прогнозировании, а помогали в этом Минэкономики представители научного сообщества. Несмотря на то что документ свежий, он имеет серьезную платформу – базируется сразу на двух других программах, недавно принятых Правительством. Речь идет о Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года,  а также о Программе деятельности Правительства на 2015 год. Последний документ, по словам Премьер-министра Андрея Кобякова, предусмотрел «все меры для динамичного старта экономики в следующей пятилетке».

— Мы видим, что традиционно отвечать на глобальные вызовы стало уже невозможным, — предупредил всех Андрей Кобяков. — По крайней  мере, до конца текущего десятилетия, а то и дольше общие темпы роста экономики в США, Японии и ЕС будут более чем скромными – всего 2—2,2% в год. Прогнозы в отношении Российской Федерации также не радужные, и многие предрекают вялое развитие ее экономики еще минимум 4 года. А вот драйверами мирового роста станут Китай (около 7% в год), Индия (6,4%), высокими темпами будут также расти Бразилия, Мексика, Нигерия. 

При такой неблагоприятной внешне­экономической конъюнктуре возникает вопрос: чем Беларусь может ответить на вызовы глобальной рецессии? Собственно говоря, ответ на него должна дать разрабатываемая программа. Она станет «дорожной картой» экономического развития страны, пообещал Премьер-министр. А конечной целью документа является повышение качества жизни населения.

По словам главы Правительства в Программе на 2016—2020 в полной мере предстоит задействовать главное наше преимущество — человеческий потенциал. Эффективное применение знаний на основе предпринимательской инициативы — это  фактор, который предстоит активно использовать, стимулируя дальнейшее развитие частного капитала через создание системы равнодоступности к ресурсам и госпрограммам. 

— Сегодня нет противников частной собственности, и у нас существует принцип равенства субъектов хозяйствования — и это правильно, — обозначил Андрей Кобяков. По его глубокому убеждению, углубление взаимодействия государства и частного капитала, умелое использование предпринимательского таланта в решении задач экономики — это еще далеко не полностью задействованный ресурс. 

Какие принципиально новые пункты будут зашиты в Программу социально-экономического развития? Прежде всего, в Правительстве считают, что за последующие пять лет в стране должна будет видоизмениться сама система управления экономикой. Руководитель должен будет отвечать за отрасль в целом, в центре его внимания должно быть общее развитие, а не только хозяйственная деятельность отдельных предприятий. Государство — такой же собственник, значительный объем экономики генерируется в рамках этой собственности. Чем выше эффективность ее использования, тем больше получит наша экономика. 

Несмотря на советы некоторых экспертов, Беларусь по-прежнему останется верна себе, и не решится на тотальную приватизацию. Тем более что она, по словам Премьер-министра, «далеко не всегда является 100-процентной панацеей обеспечения нормальной работы предприятий». К этому вопросу Правительство будет подходить взвешенно и индивидуально, учитывая мнения  трудовых коллективов. 

В последующие пять лет нам предстоит окончательно решить  вопрос ликвидации перекрестного субсидирования — взвешенно, с учетом соблюдения баланса интересов населения и предприятий. В Концепции Программы уже заявлено о выходе к концу срока на 100-процентное возмещение затрат на ЖКУ. В производственной сфере пятилетний план увязывается с более активным использованием в промышленности ресурсосберегающих технологий. Еще одна сфера, которой предстоит уделить внимание — услуги. По некоторым направлениям мы могли бы при грамотном подходе заметно продвинуться. Например, в мировом индексе развития логистики страна занимает 99 место из 160, а, следовательно, теряет и потенциальный доход от этой деятельности. По мнению Андрея Кобякова, в этом вопросе следовало бы пристальнее посмотреть на идею, сформулированную китайскими коллегами — транснационального транспортного коридора «Шелковый путь». 

Министр экономики Владимир Зиновский уверен: Программа на следующую пятилетку должна решить многие вопросы, которые не удастся решить в нынешней. Судя по всему, из-за мировых кризисных явлений из 16 стратегических макроэкономических параметров, зашитых в качестве предполагаемого итога программы 2011—2015 годов, будут выполнены только 7. По его словам, доля высокотехнологичных  и инновационных товаров в выпускаемой продукции у нас выросла не так сильно, как могла бы, а диверсификация экспорта так и остается мало достижимой целью. Не состоялся и планируемый перевод на «ручное» управление экономикой. 

— Если экономика будет развиваться инерционно, то наш ВВП будет прирастать всего на 1,6 % в год, или на 104 % за пятилетку. Если же решимся на качественные реформы, то на 2,1 % в год, или на 111% за пять лет. Согласитесь, при нынешних внешнеэкономических условиях второй сценарий намного лучше стагнации, — пояснил министр.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter