В Воложине приступили к реконструкции иешивы, которую планируют сделать объектом туризма номер один

Планы на прошлое

Беларусь всегда была страной мультикультурной. Много лет здесь бок о бок жили белорусы, русские, поляки и немцы, существовали еврейские и татарские общины — разные культурные традиции на наших землях не просто переплелись, а интегрировались друг с другом. Уникальная ситуация и редчайший сюжет даже в европейском контексте!

Одной из самых многочисленных белорусских общин была, конечно, еврейская. В XIX веке ее важным духовным центром становится Воложин — сегодня приятный городок в часе езды от Минска, а когда-то местечко с одной из главнейших иешив (религиозных учебных заведений) во всей Восточной Европе. Она существовала, с перерывами, до начала Второй мировой войны. Здание, к счастью, сохранилось, пусть и находится сегодня в весьма плачевном состоянии. Но это пока. Если все сложится удачно, совсем скоро здесь появится большой музейно-экспозиционно-образовательный комплекс. Первый этап работ — по реконструкции иешивы — уже начался.

Так здание иешивы выглядит сегодня.

Пространство терпимости и диалога

Заказчиком выступил Миноблисполком, а научным и художественным руководителем проекта стал заведующий кафедрой искусств и средового дизайна БГУ доктор философских наук Игорь Духан. Игорь Николаевич надеется, что в скором времени воложинская иешива превратится в объект мирового туризма и диалога культур.

— Беларусь, без сомнения, является средоточием и перекрестком многих культурных традиций. И территория запада Минской области — Воложинщина, Логойщина — прекрасный пример такого невероятно интенсивного культурно-исторического многообразия, — считает Игорь Духан. — История Воложина очень сложная, город постоянно переходил от одних владельцев к другим. В начале XIX века Воложин выкупил граф Иосиф Тышкевич, католик по вероисповеданию. Но именно он поддержал инициативу строительства иешивы, которая постепенно, в течение нескольких десятилетий, стала крупнейшей в Европе. С международным составом слушателей, количество которых при раввине Нафтали Цви Берлине доходило до 300 и более человек. Это же практически университет! 
Воложинскую иешиву окончили многие выдающиеся раввины и деятели мировой еврейской культуры. Более того, издания, созданные воложинскими раввинами, до сих пор читают и переводят в наших краях, Европе и Америке.
Профессор Игорь Духан (в центре) строит на воложинскую иешиву грандиозные планы. Оправдаются ли они, покажет время.

По инициативе того же графа Тышкевича, продолжает профессор Духан, в Воложин был приглашен один из самых ярких архитекторов конца XVIII — начала XIX века. Август Коссаковский, который выполнил реконструкцию всего центра Воложина в духе урбанистики французского неоклассицизма.

— Это действительно блестящий пример неоклассического целостного ансамбля, таких в Беларуси больше нет. Более того, по уровню художественной ясности, тонкой игре масштабов и форм мало что подобное найдется даже на близлежащих территориях! Коссаковский учился во Франции, когда там работали крупнейшие зодчие переходного этапа от рококо к неоклассике. Он впитал в себя эти новаторские поиски, и это хорошо видно на примере центрального ансамбля Воложина.

Новая система преподавания библейских штудий, изысканный средневековый иврит и даже стипендии для учеников — о мировой славе воложинской иешивы можно судить даже по определению «матерь всех иешив». 


В советские годы здание несколько раз меняло предназначение и хозяев, пока окончательно не перешло на баланс Миноблисполкома.

— Несколько лет назад, обсуждая проекты, связанные с новыми моделями урбанизации Беларуси средствами искусства и средового дизайна, мы с коллегами получили предложение от председателя Миноблисполкома Александра Турчина о создании концепции реконструкции образа Воложина, — вспоминает Игорь Духан. — И мы восприняли его с огромной симпатией. Центр Воложина — это пример уникального взаимодействия культур и традиций. Историческая еврейская община и раввин Хаим Воложинер. Остро чувствовавший современность граф Иосиф Тышкевич с его просветительской программой. Рядом — деревня Вишнево и родовое гнездо Фердинанда Рущица. Недалеко — имение графа Бенедикта Тышкевича… Достаточно изысканная культурная ситуация, не правда ли? Исторически Воложинщина складывалась как пространство терпимости и диалога, поэтому мы с удовольствием включились в работу.

Так, если все сложится удачно, будут выглядеть залы внутри.

Музей с тремя переменными

Не просто реконструировать воложинскую иешиву и создать здесь центр мирового еврейского туризма, но и поработать над пространством вокруг — такую задачу поставил перед собой авторский коллектив во главе с Игорем Духаном:

— Мы считаем важным реконструировать объект в контексте неоклассического Воложина первой половины XIX века, частью которого, безусловно, являлась иешива. Александр Турчин нас поддержал. Так, несколько лет назад начались исследовательские и проектные работы, финансируемые облисполкомом. Были проведены архивные исследования, а чуть позже под руководством Сергея Линевича — археологические. Мы выявили все этапы перестроек и реконструкций иешивы, а кроме того, нашли ее первоначальные фрагменты.
К реставрационным работам на месте иешивы приступили в конце весны. По проекту здесь будет многофункциональное пространство, где можно проводить различные мероприятия, а также музей. Концепция уже готова. 
Первую экспозиционную зону посвятят истории создания иешивы. Затем гости познакомятся с археологическими материалами, полученными во время раскопок в 2022 году, и артефактами XVIII-XIX веков. В третьем зале расскажут о влиянии воложинской иешивы на мировую культуру и мировой иудаизм. О территории вокруг тоже, конечно, не забудут.

— Пока в Беларуси не было попыток соединения актуального современного искусства и исторического контекста. А ведь одно на самом деле совершенно не противоречит другому. Мы стремимся показать, как актуальное искусство может сопровождать историю, не вступая с ней в конфликт, а наоборот, отображая и поддерживая исторический контекст. Если все получится, это будет выдающийся жест государства, который войдет в историю Беларуси, — восстановление иешивы, так же, как и ее создание, — считает Игорь Духан.
На участке, примыкающем к зданию иешивы, предусмотрены велопарковки, пешеходные зоны, малые архитектурные формы. Также здесь есть нежилое здание, которое станет сувенирной лавкой.
leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter