Ветеран Великой Отечественной войны написал книги о войне и мире

Планета Леонида Самусенко

Тридцать два сигнальных экземпляра, в каждом томе — более ста сорока страниц. О содержании книги, страницы которой еще пахнут типографской краской, догадаться можно уже по картинке на обложке: синие башни загадочного города как из призрачного сна.

— Я прочел немало фантастических повестей и рассказов. Большинство из них устрашающего содержания: то химеры атакуют землю, то на людей нападают марсиане. Потому захотелось «создать» совсем другую планету — Зарина, где царит мир, нет катаклизмов, голода и нищеты, — признался Леонид Самусенко. 

Это уже второе произведение ветерана Великой Отечественной из Горок. Первую книгу он большей частью посвятил войне — ну как обойдешь такую тему, если лично знаешь, почем фунт лиха на фронте? Издание так и назвал — «Пережитое». А началась война для него в шестнадцать лет с того, что с друзьями-подростками летом сорок первого на колхозных подводах возил людей в Могилев — рыть противотанковые окопы. В небе уже кружили не только советские самолеты, но и немецкие «мессершмитты», а взрывы бомб были слышны и на их пыльной деревенской улице. Но страшно, признается Леонид Антонович, все равно не было. Больше разбирал интерес: что это за война такая? 

Не по себе стало тогда, когда наши войска начали отступление. Сельчанки плакали, усталые красноармейцы отводили глаза. А потом пришли захватчики. Первым делом фашисты стали хватать молодых парней и девушек — для отправки на работу в Германию. «Я несколько раз убегал, — вспоминает фронтовик. — Но однажды не получилось: охрана оказалась слишком мощной. Так попал в Борисов, где нас заставили рыть окопы». В какой-то момент парень приметил: фрицы за ними следят уже не так пристально, как раньше. И подготовил новый побег — вместе с четверкой смелых товарищей. 

— Решили прорываться к партизанам. Несколько дней ходили по лесам, измотались. Заглядывали в деревушки: есть ведь хотелось, и добрые люди делились куском хлеба. Вскоре дошли до цели: оказались в партизанской бригаде имени Кирова, — пересказывает свою одиссею пенсионер. — Ну а потом по приказу руководителя Минского партизанского соединения Романа Мачульского я оказался в бригаде «Железняк». 

Оружие, как и другие новички, добывал в бою: «Пошли однажды на фашистский гарнизон, разбили немцев в пух и прах. Врываюсь в одну из хат: пусто, а на стене два автомата висят, с патронташами. То-то радости было». Запомнилась и неожиданная встреча с фашистом — лицом к лицу. Бой только закончился, Самусенко выскочил из лесной чащи на тропу. А там на коленях стоит немец: что-то бормочет себе под нос, лицо в крови. Лет по виду не больше восемнадцати — ровно столько, как и молодому партизану. Стрелять в безоружного Леонид не стал, просто забрал оружие и ушел. 

Партизанская бригада, уточнил ветеран, была как страна со столицей в освобожденном «Железняком» Бегомле Витебской области: со своими аэропортом, почтой, пекарней и даже сельским хозяйством. Вместе с крестьянами из ближайших к месту дислокации деревень лесные воины растили картошку и другие овощи, так что не голодали. Единственное, чего не хватало, — соли. В «Пережитом» он рассказал и о том, как однажды их бригада попала в настоящее пекло. «Немцы вместе с латышским легионом прорвали оборону и вышли к деревне Юхновка, что под Минском, вынудили нас с боями отступить. Но вскоре командир бригады приказал пробиваться всем составом. Это значит прорвать сразу три вражеские линии. Фашисты не ожидали, что мы подойдем со стороны реки Цна. Мы тихо пробрались по кладкам, и, когда враг нас заметил, минометами нас было уже не достать», — но все равно, не скрывает Леонид Антонович, схватка оказалась очень жаркой. Тем не менее поставленная задача была выполнена: партизаны с боями вышли в тогдашний Плещеницкий район. 

…А вскоре партизаны соединились с действующей армией. Самусенко попал в 17-ю стрелковую дивизию. «Уже почти дошли до Дрездена, но Бреслау (сейчас это польский Вроцлав) долго взять не могли, потому вместе с другими допсилами нас перебросили назад. 6 мая эта крепость пала», — перелистывает страницы своей военной молодости ветеран. Там же и День Победы встретил. Патрулируя улицы, вспоминает, услышал выстрелы: в небе рассыпались фейерверки, а через секунду загорались все новые и новые. «Подумал — не иначе как фашисты где-то затаились и сейчас прорываются. Послал напарника в штаб, чтобы узнал, в чем дело. Через полчаса тот бежит и стреляет, крича: «Победа!» — что чувствовали в этот момент, подчеркивает ветеран, даже передать невозможно. 

Как и другие однополчане, Самусенко ждал приказа на демобилизацию, но получил совсем другой: продолжить службу в Прибалтике. Домой вернулся лишь в пятидесятом. Трудился, учился на бухгалтера, потом — на строителя. Жил в Нижнем Новгороде, на Смоленщине. Потом перебрался в Горки, где его таланты, знания и ответственность пригодились на многих производствах, в том числе — заводе железобетонных изделий. Кстати, одна из масштабных работ, в которых принимал участие фронтовик, стала данью памяти и солдатам Великой Отечественной и их родным. Это — мемориал «Скорбящая мать», установленный в Горках в 1975-м. Он приходит сюда не только 9 Мая, но и в другие дни — вспомнить былое, пообщаться с людьми. Самое сокровенное записывает в блокнот. «Внучка мне как-то и говорит: дед, а почему бы тебе не издать воспоминания? Решил воспользоваться ее советом, в итоге все получилось», — поделился ветеран. Работать со словом, кстати, тоже начинал еще на фронте — писал репортажи с поля боя в дивизионные газеты. Позже, во время службы в Литве, прошел журналистский ликбез — в штабной школе корреспондентского обучения. Там, пояснил, научили писать четко, ясно и доступно. При работе над книгами эти знания тоже пригодились.

Сегодня ветеран живет один: жены Марии Федоровны, с которой совсем чуть-чуть не дотянули до золотой свадьбы, уже нет. На судьбу не жалуется — разве что, смеется, «ходовая часть» иногда подводит, но это не страшно. Главное, чтобы в «котелке крупа была». Скучать и правда некогда: фронтовик регулярно встречается с молодежью, получает приглашения на все районные праздники, курирует сразу два факультета Белсельхозакадемии. О чем разговаривают? Да обо всем. Утверждение, будто молодое поколение ничего, кроме гаджетов не волнует, уверен, слишком предвзято: «Очень даже интересуются всем. А какие вопросы задают!» Что сам, пройдя такой долгий путь, считает главным в жизни? Это, говорит, не секрет: нужно «быть честным, любить свою семью и Родину».

Svet.markova@gmail.com

Фото Михаила Левцова
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter