План лечения

Делу — время, здоровью — час. Нередко мы вспоминаем о собственных физических и моральных резервах, лишь когда те порядком истощены...

Делу — время, здоровью — час. Нередко мы вспоминаем о собственных физических и моральных резервах, лишь когда те порядком истощены. Тогда уж бьем в набат и требуем скорой помощи. Да еще раздражаемся на очереди в поликлиниках, на невнимательное, как порой кажется, отношение врачей. Молодым проще: в случае чего они могут обратиться к администрации и решить наболевший вопрос. А пожилой человек растеряется, расстроится и впредь заречется появляться у регистратуры. Пациент и лечащий врач должны быть союзниками и соратниками, убеждены специалисты комитета по здравоохранению Мингорисполкома. По их инициативе еще в апреле во всех взрослых и детских поликлиниках Минска начали создаваться общественные советы. Что это такое и какие проблемы могут решить сообща пациенты и медики, выясняла корреспондент «СБ».


...Бывшие учителя, социальный работник, главный инженер МАПИДа, сотрудник крупного магазина. Состав общественного совета при 32–й поликлинике разнообразен, и не случайно. Одни оказывают спонсорскую помощь (что, впрочем, вовсе не обязательно). Другие, как старожилы, знакомы не понаслышке с работой поликлиники и могут дать при случае дельный совет. Пожилых людей в советах, кстати, большинство. Молодым некогда о себе позаботиться, не говоря уже о других. Задействованы в совете и сами врачи. С одной стороны, так медикам проще донести новую информацию о поликлинике. А с другой — узнать, что можно изменить и улучшить.
Собственно, уже сегодня представители народных советов участвуют в выдаче талонов вместе с дежурным администратором. Следят за тем, чтобы в регистратуре всем обратившимся за помощью дали обстоятельный ответ. Проверяют, есть ли где сесть в коридорах пожилым пациентам. Беседуют с больными, обращая внимание на изменения в работе поликлиник и информацию на стендах. Наконец, просто готовы объяснить больным их права и обязанности.


— Некоторые удивляются, узнав, что больничный листок выдается по паспорту. К сожалению, наши пациенты не всегда внимательно читают информацию на справочных стендах у регистратуры, — приводит пример главврач 32–й поликлиники Валентина Чупик. — Но документ, удостоверяющий личность, необходим: не всех пациентов мы знаем в лицо. Да и прописку надо проверить.


Избежать досадных недоразумений члены общественного совета помогают и в 17–й минской поликлинике. Тут готовы растолковать старикам, что за выпиской льготных рецептов не обязательно записываться на прием к узким специалистам, допустим, к неврологу, можно обратиться к участковому терапевту или помощнику врача. Или что УЗИ сердца врачи назначают строго по показаниям, исследования «на всякий случай» проводятся на платной основе.


Интересно, что в 11–й поликлинике подобная практика существует уже несколько лет. Обсуждать сложные моменты и находить компромиссы врачи стараются через ветеранские и другие общественные организации.

 

— Как–то председатель районной организации малолетних узников войны Лариса Александренко передала мне жалобу соседа по дому, которому для поездки в санаторий необходимо было пройти обследование. Пришел дедушка делать электрокардиограмму, а аппарат не работает. Повели его в другой кабинет. Остался недоволен: беспорядок, мол, гоняют пожилых людей туда–сюда! — вспоминает главврач 11–й городской поликлиники Гелена Савич. — А на самом деле шла реконструкция улицы, перебили кабель, остался обесточенным весь микрорайон, в том числе и поликлиника. И наш медработник, которая могла бы порекомендовать больному обратиться в другой раз, отвела его к аппарату, работавшему от батареек. Так и я объяснила Ларисе Алексеевне, а она — соседу. Позже он даже звонил, извинялся.


Впрочем, к разъяснению и информированию задача народных представителей вовсе не сводится. Председатель совета офицеров Ленинского района Бронислав Карпенко, которого выбрали руководить общественным советом при 11–й поликлинике, называет первое маленькое достижение: сдавать анализ крови можно теперь не в 7.30, а в 7 утра, чтобы все успевали на работу. А еще активно обсуждается вопрос, как сообща помочь самым нуждающимся — одиноким пожилым людям.


Словом, на общественные советы и пациенты, и врачи возлагают большие надежды. В сентябре комитет по здравоохранению подведет первые итоги начинания, но уже сейчас понятно, что инициатива себя оправдывает.


— Приятно, что наш опыт переняли и могилевчане, — радуется начальник отдела первичной медико–санитарной помощи комитета по здравоохранению Мингорисполкома Людмила Луговец. — В частности, по аналогии с минскими в мае общественный совет был создан в 3–й поликлинике Бобруйска (как раз сейчас там собираются проводить анкетирование среди пациентов). И это правильно!

Во–первых, в поликлиниках сегодня внедрено много новых структур и форм работы, но не всегда получается донести информацию до каждого жителя. Во–вторых, общественные советы подсказывают, какие доктора работают не очень качественно, с формализмом, и мы это учитываем. Все–таки этическое начало лежит в основе медицины, и медики должны уделять пациентам больше внимания, проявлять милосердие и сострадание.


Кстати, отмечается не только формализм. Не остается без внимания и профессионализм врачей. Ирина Казусева, заместитель начальника управления социальной защиты администрации Заводского района, ставшая председателем общественного совета в 17–й поликлинике, внимательных и чутких медиков предлагает поощрять. Пациенты, во всяком случае, уже готовы ходатайствовать об этом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter