13 валунов в память о каждой умершей деревне — на Вилейщине чтут память о жертвах войны

Плач сквозь шелест ветвей

Мировая история войн еще не знала таких бесчеловечных преступлений, как те, которые совершили нацисты и их приспешники на территории Беларуси в годы Великой Отечественной ­вой­ны. Многие карательные отряды в одной и той же местности уничтожали людей с особой жестокостью. В одних деревнях немцы и их сообщники сгоняли крестьян под видом собрания, проверки документов в здание, а потом сжигали вместе с ним, в других — ходили по домам и убивали людей на месте. О преступлениях оккупантов новая информация поступает до сих пор. Шокирует цифра об извлечении более 2,2 тысячи останков расстрелянных людей в ходе проведения раскопок после возбуждения в 2021-м уголовного дела о геноциде белорусов в 1941—1945 годах.

Об этом надо говорить

Передают историческую память, информацию о новых фактах злодеяний фашистов работники прокуратуры, краеведческие музеи и учреждения образования. Практически в каждом райцентре созданы уголки с экспозициями о трагических страницах истории. Одну из таких продемонстрировала Ольга Колосова, старший научный сотрудник Вилейского краеведческого музея:

Ольга Колосова, старший научный сотрудник Вилейского краеведческого музея, у валуна памяти жертв сожженных деревень: «Приостановись, путешественник!»

— Трудились над ней вместе с прокуратурой и райисполкомом. На интерактивной карте с огоньками вы видите 76 сожженных деревень. Из них 43 включены в хронику «Памяць. Вiлейскi раён», 33 населенных пункта уничтожены частично. Сведения о деревеньках есть в Национальном архиве Республики Беларусь и требуют более детального ­изучения. Геноцид мирного населения в нашем крае начался летом 1942-го. Каратели лютовали здесь в мае, летом и осенью 1943 года, а также в мае — июне 1944-го. Деревни Вилейщины Борки, Любча, Клюево, Рябцево, Яново были сожжены вместе с жителями. Они не восстановлены. По неполным архивным данным, в районе было сожжено 1308 дворов и 668 жителей, а на территории вилейской тюрьмы нацисты убили около 7 тысяч человек.

Эти леденящие душу факты сотрудник музея привела и на экскурсии для учащихся 5-й средней школы. Ребята внимательно слушали, рассматривали фотохронику, снимки крестьян, женщин с детьми, стариков.

— По моим наблюдениям, молодежь сегодня больше доверяет картинке, а не печатному слову. Поэтому стараемся передавать историческую память в более наглядной форме. О такой теме, как геноцид народа в годы войны, рассказывать непросто, но помнить и говорить надо обязательно. У стендов, посвященных теме уничтожения мирного населения, посетители замирают, а некоторые плачут при ознакомлении с подлинными документами, фотографиями, предметами быта крестьян в годы оккупации, — заметила Ольга Колосова.

76 огоньков на карте Вилейского района — центральное место музейной экспозиции о геноциде белорусов в годы Великой Отечественной войны.

В один день сожгли четыре деревни

После встречи в музее едем на мемориал сестер Хатыни под Вилейкой. Это знак памяти о населенных пунктах, которые исчезли с карты района.

Ольга Колосова продолжила:

— Здесь установили 13 валунов в память о каждой умершей деревне. Всматриваемся в зеленые березы и видим «дом-призрак», каркас из конструкций, символизирующий сожженную хату. Мастера резьбы по дереву изготовили скульптуры жителей исчезнувших деревень. А еще на этом месте цветут пышным цветом каждый год сирень, черемуха… Место, которое вилейчане сделали в память о жертвах вой­ны, уникальное. Возводили его с большим вдохновением. Поэтесса Ирина Яненсон, побывав здесь, даже написала такие строчки: «Если прямо сейчас замолчать и послушать, то, возможно, сквозь шелест зеленых ветвей мы услышим, как плачут ушедшие души в небеса из сгоревших в войну деревень».

Старинки Вилейщины были уничтожены карателями 4 мая 1943 года.
Рассматриваем надписи на камнях и узнаем, что Бригидово, Старинки, Любча и Борки исчезли в один день — 4 мая 1943 года. Сохранились уникальные воспоминания Татьяны Спиридович (Москалевич), жительницы сожженной деревни Бригидово Хотенчицкого сельского Совета. Она почти полностью восстановила хронологию адского дня. Перечислила каждую семью поименно, возраст взрослых и детей, а также рассказала, как сложилась судьба выживших и восстанавливавших деревню после войны. Вот небольшой фрагмент из ее тетради:

«В нашем селе было 26 дворов. С начала войны молодежь организовывалась в подпольные группы… Полицаи часто пытались приехать в нашу деревню, но тут же получали отпор. Наши партизаны делали засады, и полицаи не могли пробраться и бежали в гарнизон. В начале мая 1943-го наша авиация сильно бомбила Минск, фашисты, еще больше озверев, пустили блокаду на все районы. 4 мая налетели и на нашу деревню. Окружили ее сначала полицаи, а потом людоеды (так крестьяне называли гитлеровцев. — Прим. ред.)».

Уникальные записи Татьяны Спиридович, жительницы д. Бригидово.

Татьяна Феликсовна потеряла в огне войны отца, мать, брата и двух сестер. Сама же оказалась в числе 12 оставшихся в живых. В день исчезновения родной деревни она была в партизанском отряде недалеко от Бригидово.

В Бригидово погибло 33 ребенка: от недельного возраста до 14 лет.
Фашистами было сожжено 19 дворов Бригидово. В огне погибли 82 человека, из них 33 ребенка разного возраста: от новорожденных до 14 лет.

— Не щадили в тот страшный день никого из жителей четырех деревень. Из воспоминаний Леонилы Митько (Попкович), которой на начало войны исполнилось всего 12 лет: «Светило ли солнце в те дни, месяцы, годы, пока длилась кровавая бойня? Нет, не светило! Небо было затянуто черными тучами, между ними с грохотом и свистом проносились самолеты целыми стаями, оставляя за собой белые полосы. Стонали под невыносимым грузом. Где-то что-то всегда взрывалось, грохотало. Я не помню зеленых лугов и цветущих трав. Все как будто вымерло. Зимой поздним вечером выйдешь из дома, а за огородами со всех сторон страшный волчий хор на все лады, то приближается, то отдаляется…» Думаю, правда тех рассказов психологически действует на нас и сегодня. Память людская про те ужасные события приближает к ним так, что сам словно становишься свидетелем трагедии, — добавила Ольга Колосова.

Яна ВИКЕНТЬЕВА.

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter