Письма не посторонних

За последние дни в редакцию пришло 40 жалоб из 26 районов страны на работу коммунальных служб
За последние дни в редакцию пришло 40 жалоб из 26 районов страны на работу коммунальных служб

Шквал писем, обрушившийся на редакцию в ответ на публикацию «Жировки не краснеют?» («СБ», 14 января), по правде говоря, был предсказуем. Так уж повелось, что обсуждать проблемы взаимоотношений коммунальных служб и жильцов — все равно что резать по живому. Причем и тем, и другим. Квартиросъемщики, как правило, получая очередную жировку, ломают головы над вопросом, за что и как им начисляют квартплату, не успевают следить за переиндексацией и перерасчетами, пытаются припомнить, когда в последний раз им была оказана услуга, за которую регулярно взимают деньги. Коммунальники же уходят, к сожалению, в оборону, не объясняя, за что, кому и по каким тарифам платят граждане за тепло, свет, воду и прочие блага жизни. Контакта как не было, так и нет.

Отом, что они переплачивают по жировке, написали жители 26 районов (из некоторых пришло по 3 — 4 письма) — ни одна область не осталась «незапятнанной». Газета верна своему слову — все факты, приведенные в жалобах наших читателей, будут тщательно проверены. Отправляя письма на реагирование, мы ждем от местных властей не отписок, а толковых, исчерпывающих ответов и реальных действий, за чем будем строго следить и о результатах сообщим читателям.

Но самые актуальные и типичные вопросы, возникающие у каждого, кто ежемесячно получает жировки и платит по ним, мы постараемся отразить прямо сейчас. Потому что их решение, скорее всего, зависит не столько от местных властей, сколько от совершенства существующей системы коммунальных расчетов в целом.

«В 2002 году, — пишут 8 семей из поселка Лапичи Осиповичского района, — за отопление мы платили по установленному нормативу. Суммы доходили до 90 тысяч рублей в месяц. В 2003 году для наших коттеджей установили групповой счетчик тепла. Мы вздохнули с облегчением, ведь сумма оплаты снизилась почти втрое. А в начале отопительного сезона 2004 года наша радость закончилась — счетчик без предупреждения сняли на ремонт и мы снова платим «по нормативу». Суммы выходят в 1,5 — 2 раза выше тех, которые начислялись в аналогичный период прошлого года, когда мы платили по счетчику. Напрашивается вопрос: «Кому–то выгодно затягивать ремонт прибора (если он действительно необходим)? Ведь кто знает, сколько его еще будут «ремонтировать»?» Также почувствовали разницу между расчетами по нормативам и по счетчику жители общежитий в поселке Хотляны Узденского района (51 подпись), Владимир Бобриков из Полоцка, Владимир Ларионов из Червеня, П.Москвичев из Орши, минская пенсионерка Татьяна Лойко. Как правило, приборы, установленные в их домах, вскоре тоже были сняты на ремонт либо с них не брали показания, потому что, как ответили в местном ЖЭСе на претензии П.Москвичева, «счетчик не принят на коммерческий учет». Так кто же объяснит жильцам, что происходит с приборами учета тепла и воды, установка которых, по словам коммунальников, призвана существенно экономить средства их владельцев, а значит, и государства?

«Раньше мы платили за горячую воду, которая почему–то всегда была лишь теплой. Когда жильцы стали возмущаться, в квитанциях об оплате за коммунальные услуги вместо графы «горячая вода» появился «подогрев воды», — пишет Владимир Ларионов из Червеня. — «Подогрев» обходится недешево — за ноябрь 2004 года я заплатил 19 тысяч рублей, в квитанции, которую получил на днях, — уже 20,5 тысячи. Знаю, что за горячую воду следует платить, если ее температура не менее 60 градусов. За «подогрев» платить нужно в любом случае. Не правда ли, умно?!» А в доме, где проживает В.Михайловский из Гомеля, стоят индивидуальные счетчики воды. Но показания с них не снимаются, жильцы платят за горячую воду, исходя из количества проживающих в квартире.

Светлана Лялина из деревни Михалево–1 Бобруйского района жалуется на постоянный холод в доме. «Все жалобы отфутболиваются в жилкомхоз для принятия мер, но воз и ныне там, — сетует читательница. — Температура в квартирах нашего двухэтажного коттеджа по улице Садовой — 12 — 15 градусов, на втором этаже и того ниже, потому что тепло туда не доходит. Знают все и причину — не работает «обратка», нет давления. Теплотрасса старая, часто прорывает трубы. Их латают, но толку от этого мало. Я так понимаю: в полном объеме мы должны (и согласны) платить, если температура в доме не ниже 18 градусов. Иначе производится перерасчет. Однако этого нет. Почему с нас требуют по полной платить за услуги, которые мы получаем в «половинном» объеме, а в случае чего — сразу начисляют пеню?» Те же самые претензии и у инженера–строителя Н.Ковалева из Мозыря. «На мой взгляд, — считает автор письма, — было бы правильным передать все инженерные теплосети теплоцентралям (ТЭЦ). Принимая жилой дом от ЖЭСа для подачи тепла и горячей воды, ТЭЦ потребовала бы надлежащего утепления подвалов, где находятся все разводящие трубопроводы системы отопления. И сама эксплуатация теплосистемы была бы более квалифицированной».

Но больше всего писем и вопросов вызвано так называемым «техническим обслуживанием». Что кроется за этими словами и почему суммы, выставленные в соответствующей графе, порой превышают сборы на капитальный ремонт, интересует всех без исключения. Жители Кобрина, Кричева, Россон, деревень Ударная Лельчицкого, Крупец Добрушского, Задворье Ляховичского, Меркуловичи Чечерского районов, поселков Чирвоное Житковичского, Руденск Пуховичского, Глуша Бобруйского районов (под каждым из писем стоят десятки подписей) возмущены и озадачены одновременно тем фактом, что сами убирают в подъездах и возле домов, меняют лампочки, красят подъезды и при этом платят ЖЭСам за выполнение именно этих услуг. «Мы не хотим платить непонятно куда и неизвестно за что!» — лейтмотив посланий. И кто скажет, что жильцы не правы? Объяснили бы им толком, что такое «техническое обслуживание», а еще лучше — регулярно его производили так, чтобы видна была работа, тогда и объяснять бы ничего не пришлось...

Но, по правде говоря, картина «жилищно–коммунальных» перипетий была бы неполной без письма Евгении Юнацкевич из Лепеля. Пусть оно оказалось единственным читательским «гласом» в защиту работников коммунальной сферы. Но ведь он все–таки есть! «Не нужно огульно обвинять всех работников ЖКХ во лжи и разгильдяйстве, называя их «потрошителями», грабителями и прочими нехорошими словами, — цитирую письмо Евгении Ивановны. — Если у нас в стране каждый 7–й не рассчитывается по коммунальным платежам, то после такой «рекламы» вскоре не будет платить каждый 2–й. А зачем? Ведь коммунальники — «грабители»! Я живу на пенсию, и отопительный сезон для меня очень неприятное в материальном плане время. Но я привыкла сначала рассчитываться с государством, а уж потом тратить на себя. Да, не все безупречно в системе ЖКХ, но надо конкретно разбираться по каждому случаю, а не вешать на всех без разбору ярлык жуликов и потрошителей». Согласны, уважаемая Евгения Ивановна, поэтому ждем детальных ответов на поставленные вопросы от компетентных и, в чем не смеем сомневаться, честных специалистов. Ведь главное что – тарифы, установленные Правительством, не меняются! Контроль за этим очень жесткий. Но что происходит с жировками? «Самодеятельность», манипулирование расчетами и т.п. Что недопустимо! Будем держать тему в центре внимания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter