Пилоты до последнего пытались поднять самолет в воздух

Юркий Як-42 вез в Минск основной состав ярославского “Локомотива” на первый матч нового сезона Континентальной хоккейной лиги — с нашим “Динамо”. Отправленный в эксплуатацию в олимпийском 1980-м, этот самолет получил на сленге российских летчиков издевательское прозвище “летающий топор”. И все же он оставался одним из самых безопасных в мире: за годы эксплуатации было потеряно восемь машин. 7 сентября это число увеличилось до девяти...

Юркий Як-42 вез в Минск основной состав ярославского “Локомотива” на первый матч нового сезона Континентальной хоккейной лиги — с нашим “Динамо”. Отправленный в эксплуатацию в олимпийском 1980-м, этот самолет получил на сленге российских летчиков издевательское прозвище “летающий топор”. И все же он оставался одним из самых безопасных в мире: за годы эксплуатации было потеряно восемь машин.
7 сентября это число увеличилось до девяти...

Что в “черном ящике”

На момент подписания номера в печать только один из “черных ящиков” был найден, но картина полета в целом уже восстановлена. Воздушное судно не смогло набрать высоту: оно оторвалось на несколько метров от земли, а потом начало заваливаться на левое крыло. После этого самолет снес мачту ближнего приводного радиомаяка в 450 метрах от конца полосы и рухнул на берег Волги, развалившись на части. По словам источника в комиссии по расследованию причин крушения, самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и проехал по траве примерно 400 метров, причем на земле остались следы лишь задних колес: пилоты до последнего пытались подняться в воздух.

Знакомые с пилотированием Як-42 летчики считают, что причиной трагедии могла стать проблема с силовыми установками, возникшая при разгоне самолета. “Есть такое понятие, как продолженный взлет и прерванный взлет, — сообщил журналистам летчик-испытатель Александр Акименков. — Прерванный — когда самолет успевает затормозить на взлетной полосе. Но у них, видимо, падение тяги произошло, когда остановить самолет было уже невозможно. Вот летчики и решили уйти продолженным взлетом. Методика такого взлета требует соответствующей подготовки. Рядовых летчиков этой методике не обучают. Поднять самолет они, к сожалению, не смогли”.

Плач Ярославщины

В день трагедии более десяти тысяч ярославцев вышли на улицы, чтобы почтить память игроков своей хоккейной команды — с атрибутикой клуба, цветами и свечами. С сегодняшнего дня губернатор Ярославской области Сергей Вахруков объявил трехдневный траур. Всем родственникам погибших региональные власти пообещали выплатить по 300 тысяч российских рублей. Кроме того, мэрия Ярославля выплатит им по 150 тысяч, а авиакомпания “Як-Сервис” — по 2 миллиона.

Мрачные параллели

Як-42 был разработан для замены технически устаревшего Ту-134. Две “малые тушки” в августе 1979 года столкнулись в небе близ украинского Днепродзержинска, причем одна несла в числе пассажиров 17 футболистов ташкентской команды “Пахтакор”. Летели они в Минск...
Что же касается нового самолета, по какой-то дикой иронии судьбы именно белорусское небо открыло счет его потерям. В июне 1982 года летевший из Ленинграда в Киев Як-42 упал в районе Мозыря. Тогда погибли все 132 человека, находившиеся на его борту, причиной крушения стало разрушение механизма управления, и эксплуатация, производство самолета были прекращены на два года.

За день до нынешней катастрофы на сайте одной из букмекерских контор прозвучало предложение принять ставки на “падение какого-нибудь воздушного судна” в небе над Россией 7 сентября. Случившееся назавтра подвергло интернет-сообщество в шок. А авиационные форумы с запозданием сделали вывод, что инциденты с пассажирскими Як-40 и Як-42 (у обоих были проблемы с шасси) в Анапе и Новом Уренгое, произошедшие всего две недели назад, причем в один день — 25 августа, были, похоже, тревожными звоночками. Однако их проигнорировали...

Руководство Континентальной хоккейной лиги приняло решение перенести стартовые матчи чемпионата. Он возобновится не ранее 12 сентября. Ярославская дружина, несмотря на гибель всего основного состава, продолжит выступление в турнире. Председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов предложил обратиться к системе редрафта, принятой в мировой практике: команда “Локомотив” должна продолжить выступления в память о погибших.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter