Пикник у обочины

Станет ли придорожный сервис европейским?
Станет ли придорожный сервис европейским?

...В конце этого лета в Беларусь привезли одну из многочисленных групп французских туристов. На шикарном автобусе они пересекли границу и направились по брестской трассе в сторону Минска. Дорога неблизкая, автобус остановился в лесу. «Мальчики — налево, девочки — направо», — скомандовал экскурсовод. Французы не тронулись с места: как это так?.. Туристов пожалели и поехали дальше — на поиски туалета. Таковой нашли на ближайшей АЗС...

Эту историю, рассказанную мне в одной из туристических фирм, можно было бы запросто назвать анекдотом, но, к сожалению, смешного в ней гораздо меньше, чем грустного. Впрочем, если верить статистике, с придорожным сервисом все не так уж плохо: обеспеченность АЗС в соответствии с европейскими требованиями составляет 76%, СТО — 66%, пунктами постоя — 94%, пунктами питания — 92%, площадками для отдыха — 95%.

— Дело, к сожалению, не в количестве, а в качестве, — считает главный специалист управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александр Крыхта. — А оно на большинстве объектов оставляет желать лучшего. Недавно мы разработали программу «Дороги Беларуси», и в 2015 году, надеемся, наш придорожный сервис наконец достигнет европейского уровня.

Планы у дорожников наполеоновские: на трассах появятся новые кафе, рестораны, гостиницы, заправки. Старые отремонтируют и приведут в цивилизованный вид. Замечательно! Только... вполне возможно, что отдыхать и трапезничать в сервисных оазисах будет некому.

— Представьте, обычный обед в некоторых придорожных ресторанах стоит 20 долларов, что уж говорить о проживании в гостинице, — возмущается начальник отдела организации перевозок и экспедирования СП «Брествнештранс» ООО Геннадий Горупа. — Мало паркингов, ночные стоянки кое–где просто переполнены. Но главная проблема – это отсутствие нормальных пунктов СТО. Ведь порой на дороге нельзя починить даже пробитое колесо...

Специалисты говорят: сервиса мало, потому что делать бизнес при дороге невыгодно. Для того чтобы сервис был рентабельным, интенсивность движения должна составлять около восьми тысяч автомобилей в сутки. На нашей главной трассе М–1/Е 30 (Брест — Минск — Редьки (граница России) интенсивность — всего 6.000. Что уж говорить об остальных магистралях: по витебской, например, в сутки проходит лишь 4.500 автомобилей.

Мешает развитию сервиса бумажная волокита. Говорят, что коммерсанту, который хочет построить на дороге кафе, проблемы с отводом земли приходится иногда решать по 5 лет. А чтобы получить разрешение на открытие объекта, нужно собрать... около 160 всевозможных подписей! За это время, согласитесь, много может утечь воды и немало автомобилей промчаться мимо.

Количество не всегда переходит в качество — вот диалектика белорусского придорожного сервиса. Вместо маленьких однодневок вполне можно было бы открывать придорожные комплексы на европейский манер: с нормальным душем, рестораном, гостиницей, телефоном, магазином с сувенирами, Интернетом, охраняемой стоянкой, заправкой... Таких комплексов не может быть много, брать они должны именно качеством.

Чтобы привлечь бизнес к таким проектам, очевидно, нужно создать ему комфортные условия, ослабить бюрократическую волокиту. Клиенты в новые комплексы потянутся обязательно! А среди них — непременно и интуристы. Избитая, но верная аналогия: дороги — кровеносные артерии государства. По ним бежит престиж. Или убегает? Если цепочка нет сервиса — нет клиентов окончательно превратится в замкнутую, то наш придорожный сервис так и останется надолго лишь пикником у обочины.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter