Пианистам везет, как никому другому

Для интервью мы встретились в пустом зале филармонии, где Виталий Стахиевич репетирует...
Для интервью мы встретились в пустом зале филармонии, где Виталий Стахиевич репетирует перед завтрашним концертом. Сделав несколько снимков, я предлагаю прогуляться по солнечному теплому городу. Мы выходим на шумный проспект, говорим о музыке, о нашем Минске и его жителях. Дойдя до площади Победы, заходим в знаменитый хлебный магазин «Каравай», берем в кафетерии кофе в пластиковых стаканчиках и пьем его уже на колоннаде одного из помпезных сталинских зданий. Виталий рассказывает про жизнь в Амстердаме, про свою концертную программу. Выходит такое непринужденное общение, словно мы вместе учимся в университете и просто вышли на перемене выпить кофе на солнышке!

Концертов Виталия ждут сегодня многие минские любители фортепианной музыки. Молодой амбициозный парень из семьи инженеров, исполненный виртуозности и чувственности в своей игре, передает всему залу великую поэзию звуков — из самого сердца в мозг, оттуда — в кончики пальцев, от них — в клавиши, которые молоточками бьют по струнам рояля, а уже оттолкнувшись от упругих стальных прутьев — к слушателям, в их душу! Сидя на его выступлениях, хочется закрыть глаза и прочувствовать, продышать каждую, даже самую тихую ноту.

— Виталий, ты всегда хотел быть пианистом?

— Мои корни — из Полесья. С детства я слышал от бабушек и дедушек народные песни, учился играть на гармони, влюблялся в музыку. Поступив в седьмом классе в республиканский музыкальный лицей (ныне колледж), просто не мог не захотеть стать профессиональным пианистом. Такова была атмосфера в классе. Это был стимул невероятной силы.

— К творчеству каких композиторов ты чаще всего обращаешься?

— Пожалуй, к произведениям романтического периода. К ним можно отнести XIX век и многое из XX (как, например, творчество Рахманинова). Я задался целью сыграть все 9 сонат Прокофьева — 7 из них уже есть в моем репертуаре. Этот композитор мне особенно интересен как своей парадоксальной музыкой, в которой сочетаются черты модернизма, классицизма и романтизма, так и неординарной биографией, и противоречивой индивидуальностью. Я читал его «Дневник» (два огромнейших тома), «Автобиографию», письма. 

Это пример творчества, которое одновременно и самодостаточно, и является отражением событий ХХ века. Часто исполняю Шуберта, композитора, творившего как бы «между» эпохами классицизма и романтизма. Много в моем репертуаре Шопена, пожалуй, самого популярного фортепианного композитора, которого играют все. Но что поделать, если мне он близок и если некоторые его произведения выходят у меня удачно!

— А вот скажи мне, бывает ли, что нет вдохновения и настроения, а концерт играть надо, — что тогда помогает, как настраиваешься на выступление?

— Конечно, ведь я живой человек. Выручает уровень самих произведений в программе. Пианистам повезло, как никому другому. Наш необъятный репертуар позволяет составлять программы из одних только шедевров. Как никогда, ни при каких обстоятельствах невозможно безразличное отношение к любимому, близкому человеку, так и музыка великих композиторов никогда не позволяет хандрить. 

— Ты теперь живешь в Амстердаме. Интересно, как получилось, что уехал именно туда?

— Опыт самостоятельной жизни — отдельно от родителей, от родины, от круга друзей и старых знакомых — полезен и поучителен. Думаю, так стоит поступить практически любому молодому человеку творческой профессии. Амстердам привлек возможностью слушать концерты мирового уровня, удобством путешествий в любую точку мира, английским языком обучения в консерватории.

— Виталий, хочется ли со временем вернуться в Минск?

— Амстердам очень пестрый. Это причудливая смесь велосипедов, каналов, соборов, кебабов, мусора, марихуаны, проституток... Мне нравятся в нем насыщенная культурная жизнь, музеи, архитектура, демократичность. Отталкивают несдержанное поведение людей на улицах, в транспорте, безвкусие и пошлость (хотя это теперь почти везде), неприятная погода. Духовно и виртуально я существую в нашем, белорусском пространстве и где–то внутренне убежден, что рано или поздно вернусь домой.

— Какие перспективы и возможности сегодня у молодых пианистов после окончания консерватории?

— В Минске почти каждый выпускник музыкальной академии по специальности «Фортепиано» имеет в дипломе квалификацию — «исполнитель». Но где приложить эти способности десяткам и десяткам новых солистов — загадка. Если не повезет попасть в обойму филармонии — будешь по–настоящему выступать на сцене лишь 2 — 3 раза в год в лучшем случае. Но и попадание за рубеж не гарантирует бесконечных гастролей. Тут нужны упрямство и большая удача.

— А нужен ли современному исполнителю продюсер?

— Шоу–бизнес, частью которого являются и классические концерты, практически немыслим без продюсерских функций, даже если они исполняются самим артистом. Я много играю в ансамблях, что позволяет иметь большее количество выступлений. Камерный репертуар люблю так же, как и сольный.

— Я знаю, ты пишешь стихи. Что вдохновляет на это? Собираешься ли опубликовать сборник стихотворений?

— Пишу только на белорусском. Стихи случаются эпизодически, обычно — в некий грустный, тоскливый момент. Не чувствую себя в этой области достаточным профессионалом, чтобы претендовать на книгу. Сам таких усилий предпринимать уж точно не буду.

— О чем мечтаешь?

— В детстве меня поражали фразы о музыкантах: «его концертный график расписан на несколько лет вперед». А теперь, когда знаю, что в сентябре должен сыграть одно, в октябре — другое, а через год — еще нечто совершенно иное, подобная фраза не кажется чем–то экстраординарным. Хочу расширять репертуар и географию выступлений. Постоянно играть — это самое мое большое желание.

CПРАВКА «СБ»

Виталий Стахиевич. Пианист. Родился в 1980 году в Минске. Выпускник республиканского музыкального колледжа и Белорусской государственной академии музыки. Окончил 2 магистратуры — Амстердамской консерватории и Амстердамского университета. Лауреат многочисленных международных конкурсов. Ведет активную концертную деятельность — около 50 концертов в год. Женат, растит дочь. Следующий концерт Виталия в Бресте состоится 2 октября, в Минске — 5 января.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter