Пейзаж, нарисованный гидом

Как в чистом поле проложить туристический маршрут
Как в чистом поле проложить туристический маршрут

В древности наши края называли «страной замков», от которых до сегодняшнего дня сохранились по большей части романтические развалины. Впрочем, есть немало поводов и для оптимизма. Дворцы в Мире и Несвиже уже включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Досье по Брестской крепости–герою и памятникам Полоцка предложено для внесения в список в 2008 году. Одновременно специалисты собирают информацию о, пожалуй, единственных в Европе готических православных церквах Западной Беларуси и деревянных храмах Полесья. Претендент на мировое признание — ансамбль проспекта Независимости в Минске. Меж тем «Belarus» для иностранцев пока еще страна–загадка, где приезжего человека ожидает немало открытий. Вопрос в том, как заманить путешественника в нашу глубинку, куда еще не добрались реставраторы и создатели туристической инфраструктуры. Чем можем удивить туристов?

Тур–де–транс

Аугис Разгулинас, в прошлом студент медфака Вильнюсского университета, не знал, что рядом с его альма–матер пять веков назад жил Франциск Скорина. Но после того, как получил задание написать реферат о визитах первопечатника в Вильну, без труда разыскал мемориальную доску из мрамора в честь Скорины на одной из центральных улиц Вильнюса. Теперь Аугис может водить экскурсии к памятным местам, связанным со знаменитым белорусом.

Связи наших народов в прошлом так заинтересовали юношу, что он решил посетить Беларусь.

— Но туры в вашу страну у нас никто не организовывает, — удивляется Аугис. — Пришлось самому все устраивать — от визы до бронирования гостиницы в маленьких городках, таких как Мир, Несвиж. Это не так–то просто. У вас еще не развита так, как у нас, сфера обслуживания, нет бюро путешествий, где можно получить совет, купить путеводители. А в Новогрудке кассирша почему–то отказалась продать мне билет по студенческой карте. В Праге или в Венеции таких проблем у меня не случалось.

Аугис мечтает, что когда–нибудь его соотечественники будут с комфортом ездить на экскурсии в Несвиж, родовое имение литовских князей Радзивиллов, а белорусам не нужно будет покупать визу в Вильнюс, в котором оставили свой след наши соотечественники Калиновский, Купала и Тарашкевич.

Родовое гнездо у проселка

Министерство культуры Польши и самоуправление Вильнюса тем временем договорились о создании общими усилиями музея Станислава Монюшко. Известно, что родился композитор в Убеле на Червенщине. От дома детства музыканта ничего не осталось, лишь рисунок Наполеона Орды. Зато в Минске уцелел дом, где жила семья Монюшко в 1830–е годы. Теперь стену старого здания на углу улиц Энгельса и Интернациональной украшает мемориальная доска.

В Вильне Монюшко начинал органистом в костеле Святого Яна. Играя на инструменте, привезенном из полоцкого собора Святого Стефана. Вернувшись затем в Минск, на либретто Винцента Дунина–Марцинкевича сочинил и поставил в 1852 году первую белорусскую оперу «Селянка».

Кстати, поляки и американцы в свое время вложили деньги в восстановление усадеб Адама Мицкевича в Заосье и Тадеуша Костюшко в Меречевщине — национальных героев своих стран. Удастся ли общими усилиями поднять из руин родовое гнездо деятеля нескольких культур Станислава Монюшко в Убеле?

Возможно, для увековечения памяти Монюшко, как и многих других прославленных земляков, вовсе не обязательно открывать музеи всюду, где ступала их нога. Тем более что многие старинные поместья сегодня оказались в глуши, вдали от автомагистралей. До них приходится добираться по проселочным дорогам. Поэтому, чтобы заманить туда туристов, очевидно, мало лишь восстановить древние стены — нужно наполнить их жизнью. Это весьма затратно и, наверное, не всегда оправданно. В случае с Монюшко, думается, достаточно было бы оформить в стиле XIX века интерьеры расположенных в минском доме композитора магазинов и кафе, украсить их портретами бывавших здесь знаменитостей.

По соседству с Убелем еще одно интересное местечко — Смиловичи. В здешней шляхетской усадьбе решили создавать музей уроженца этих мест Хаима Сутина. Его картины на мировых аукционах продают за миллионы долларов. А когда–то мальчиком Хаима изгнали из родного городка. Он нарисовал портрет раввина, а это запрещали традиции иудаизма. Сутин через Минск и Вильну перебрался в Париж и там нашел признание.

Татьяна Лицкевич, завуч расположенного в смиловичском дворце аграрного колледжа, пока не очень представляет, как Сутина будут «возвращать на родину». Не сохранилось ничего напоминающего о великом земляке в родных местах художника. Председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный также не решается комментировать идею создания музея живописца: «Есть лишь осторожная задумка, что в колледже откроют ретрокафе «а–ля Париж 20–х годов», в одной из комнат воссоздадут дух штетла — еврейского местечка». Кто знает, может, кроме студентов, на чай–кофе сюда заглянут и туристы. Осталось подыскать стильного художника–оформителя и повара с отменным вкусом. Если сюда потянутся не только местные студенты–аграрии, но и гости издалека, можно будет взять идею на вооружение и в других малых городках. Чем не ключ к возрождению провинции — «сыграть» на звучных именах земляков?

Из варяг в греки

Юровичи, что на Гомельщине, не дали миру знаменитостей. Зато из учебника истории каждый знает, что тут много тысяч лет назад жил первый на территории нашей страны человек. Остатки очага юровичского Адама покоятся в карьере вместе с костями мамонтов. Рядом — руины бывшего иезуитского костела. На реставрацию храма и музеефикацию места рождения прабелоруса в этом году будет выделено более 1 миллиарда рублей. Председатель Гомельского облисполкома Александр Якобсон уверен: «Историко–культурный комплекс в Юровичах станет самым привлекательным туристическим объектом».

А вскоре в Глубокском районе, где вдоль берега озера Шо несколько лет назад вычислили географический центр Европы, появятся первые тургруппы из Швеции и стран Балтии. Одних скандинавских украшений и оружия викингов, найденных в этом месте, шведам хватило, чтобы у них загорелись глаза и родилась идея провести через Шо туристический маршрут.

Шведы скооперировались с латышами и предложили белорусам организовать совместный тур по Двине — от Риги до Витебска. 100 тысяч долларов скоро будут у Витебской области в «кармане» — столько пообещали выделить на создание инфраструктуры по проекту «Панорама Двина — Даугава» иностранные партнеры. Уже летом, возможно, вдоль реки проедет первый автобус с туристами. Эксперты подсчитали: за три года благодаря этому маршруту приток иностранных гостей в Подвинье увеличится на 10 процентов. Возродится ли спустя тысячу лет древний путь «из варяг в греки»?

Здесь плавились камни

Любители военной истории из поискового отряда Полотовской СШ–сада Полоцкого района нашли оригинальный способ заинтересовать сначала земляков, а потом, возможно, и туристов из–за рубежа своими достопримечательностями. В их родных местах до войны располагался укрепрайон. В окрестностях Новополоцка старшеклассники с учителем В.Дементьевым обнаружили немало заброшенных дотов.

— От многих остались лишь руины, еще видны искореженные пулеметные станки, кое–где уцелело противоосколочное покрытие, держатся старые бронированные двери, перекрытия, облицовка стен, — рассказывает педагог.

Если добавить к личному интересу школьников общественный, мог бы получиться увлекательный тур по местам боев. Во всяком случае, такие точки на карте не должны зарастать бурьяном.

Добраться до нужного места удобным маршрутом, отобедать в кафе с национальной кухней, переночевать в уютной гостинице — вот без чего не может обойтись ни одна экскурсия. Как это сделать доступным и прибыльным — забота предпринимателей и местных властей. А краеведы всегда подскажут идею для очередного путешествия.

Фото Евгения МАЛИКОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter