Мастацтва кнiгi Беларусi ХХ стагоддзя. Мiнск, Беларусь, 2007.
Некоторое время не решалась высказывать мнение об этой книге, хотя мне она очень даже пришлась по душе. Уж слишком много звучит к ней претензий в художнических кругах... Почему? Вполне понятно: в сборник включены работы лучших иллюстраторов... То есть получился своеобразный рейтинг... А его как ни составляй — всем не угодишь, всех достойных не внесешь... Потому как искусство оформления книги в Беларуси находится на высочайшем европейском уровне. И замечательных художников у нас много. Что подтверждается каждый год дождем призов... Но особенно интересно лично мне было рассматривать иллюстрации и обложки книг, вышедших в начале прошлого века. Раритетных, забытых, оформленных Казимиром Малевичем, Ахола–Вало, Михасем Филиповичем, Элем Лисицким — сами имена стали историей искусства... Любопытно, листая книгу, наблюдать, как изменялись представления о красоте, стиле, жанрах... Как то дозволялось, то нет экспериментаторство... Сопоставить, например, иллюстрации 40–х и 60–х... Ну и полюбоваться на разнообразие современных работ.
Безумие и его бог. Коллекция «Гарфанг». Литература беспокойного присутствия. Эннеагон Пресс, Москва, 2007.
Любители «ужастиков» вроде «Призраки в летнем лагере» или «Атака мутанта» могут не вставать в очередь за этой книгой. Тут нужны вкус к мифологии и некоторая интеллектуальная подготовка... Сборник посвящен теме сакрального безумия, тексты подобраны классические и не самые легкие для интерпретации: «Песочный человек» Гофмана, два рассказа Эдгара По, три — Говарда Лавкрафта и странное произведение Ги де Мопассана «Орля», великолепно вписывающееся в названную компанию. Все эти тексты, как сказано в послесловии, «направлены против диктатуры прагматического рацио». Плюс две статьи Вальтера Ф.Отто и Евгения Головина, рассказывающие о культе Диониса... Именно этот античный бог и воплощал собой сакральное безумие. Помните вакханок, разорвавших Орфея? Писатели из эпохи в эпоху вглядывались в бездну, пытались понять «дикий дух невероятного»: «Накинуться на желанную женщину с ножом, бросить в огонь пачку в сто тысяч, швырнуть перчатку в надменную физиономию мадам (Стендаль, Достоевский, Шиллер)...» Почему сходит с ума герой «Песочного человека», талантливый романтичный Натаниэль? Существовал ли в реальности герой его кошмара — адвокат Коппелиус? Действительно ли воскресла, воплотившись в другой женщине, леди Лигейя из рассказа Эдгара По? А таинственный Орля, невидимый духовный паразит человеческого сознания из рассказа Мопассана, вообще покажется вам до боли знакомым: Голливуд подобные сюжеты растиражировал сотнями блокбастеров. Вот только литературы в отличие от мопассановских текстов в них нет... Кстати, насколько я знаю, авторы практически всех вошедших в сборник рассказов сами отличались, скажем так, особенностями психики... Так что писали со знанием дела. Впрочем, где она, грань между безумием и вдохновением? Попробуйте прочитать книгу и ответить на этот вопрос...
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.