Песочные люди и господа оформители

Книжный навигатор

Мастацтва кнiгi Беларусi ХХ стагоддзя. Мiнск, Беларусь, 2007.


Некоторое время не решалась высказывать мнение об этой книге, хотя мне она очень даже пришлась по душе. Уж слишком много звучит к ней претензий в художнических кругах... Почему? Вполне понятно: в сборник включены работы лучших иллюстраторов... То есть получился своеобразный рейтинг... А его как ни составляй — всем не угодишь, всех достойных не внесешь... Потому как искусство оформления книги в Беларуси находится на высочайшем европейском уровне. И замечательных художников у нас много. Что подтверждается каждый год дождем призов... Но особенно интересно лично мне было рассматривать иллюстрации и обложки книг, вышедших в начале прошлого века. Раритетных, забытых, оформленных Казимиром Малевичем, Ахола–Вало, Михасем Филиповичем, Элем Лисицким — сами имена стали историей искусства... Любопытно, листая книгу, наблюдать, как изменялись представления о красоте, стиле, жанрах... Как то дозволялось, то нет экспериментаторство... Сопоставить, например, иллюстрации 40–х и 60–х... Ну и полюбоваться на разнообразие современных работ.

 

Безумие и его бог. Коллекция «Гарфанг». Литература беспокойного присутствия. Эннеагон Пресс, Москва, 2007.


Любители «ужастиков» вроде «Призраки в летнем лагере» или «Атака мутанта» могут не вставать в очередь за этой книгой. Тут нужны вкус к мифологии и некоторая интеллектуальная подготовка... Сборник посвящен теме сакрального безумия, тексты подобраны классические и не самые легкие для интерпретации: «Песочный человек» Гофмана, два рассказа Эдгара По, три — Говарда Лавкрафта и странное произведение Ги де Мопассана «Орля», великолепно вписывающееся в названную компанию. Все эти тексты, как сказано в послесловии, «направлены против диктатуры прагматического рацио». Плюс две статьи Вальтера Ф.Отто и Евгения Головина, рассказывающие о культе Диониса... Именно этот античный бог и воплощал собой сакральное безумие. Помните вакханок, разорвавших Орфея? Писатели из эпохи в эпоху вглядывались в бездну, пытались понять «дикий дух невероятного»: «Накинуться на желанную женщину с ножом, бросить в огонь пачку в сто тысяч, швырнуть перчатку в надменную физиономию мадам (Стендаль, Достоевский, Шиллер)...» Почему сходит с ума герой «Песочного человека», талантливый романтичный Натаниэль? Существовал ли в реальности герой его кошмара — адвокат Коппелиус? Действительно ли воскресла, воплотившись в другой женщине, леди Лигейя из рассказа Эдгара По? А таинственный Орля, невидимый духовный паразит человеческого сознания из рассказа Мопассана, вообще покажется вам до боли знакомым: Голливуд подобные сюжеты растиражировал сотнями блокбастеров. Вот только литературы в отличие от мопассановских текстов в них нет... Кстати, насколько я знаю, авторы практически всех вошедших в сборник рассказов сами отличались, скажем так, особенностями психики... Так что писали со знанием дела. Впрочем, где она, грань между безумием и вдохновением? Попробуйте прочитать книгу и ответить на этот вопрос...


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter