Песня солнца

Первые винные производства в Италии появились благодаря древним грекам три тысячи лет назад...

Вечный спор


Есть одна шутка, которой характеризуется трепетное отношение жителей Апеннин к своим традициям: «Самым непростительным грехом французов является то, что они заполонили наш рынок своим посредственным вином, которое ни один итальянец в здравом уме пить не станет».


В каждой шутке есть доля шутки, но то, что традиции виноделия в Италии гораздо глубже, чем у исторически извечного конкурента Франции, признают даже французы, пусть и поморщившись. Первые винные производства в Италии появились благодаря древним грекам три тысячи лет назад. Благодаря им же Апеннинский полуостров получил название Оенотрия — «страна вина». С тех пор виноделие в Италии переживало разные времена, от поистине горбачевского размаха в вырубке виноградников римскими императорами до ренессанса в 30–х годах прошлого столетия, когда итальянские марки стали популярны за пределами страны.


Именно в те годы итальянцы, не желая мириться с приоритетом Франции, стали формировать свою собственную яркую, временами вызывающую винную «индивидуальность». Первые ласточки, «Бароло», «Кьянти», «Брунелло», выражаясь современным языком, просто «порвали» рынок. Тем не менее Франция, где создавались энологические факультеты, занимающиеся подготовкой специалистов по технологии изготовления вин, продолжала оставаться впереди планеты всей в этой области.


Все изменилось в последние 30 лет, когда итальянским производителям удалось существенно улучшить качество своих импортируемых вин и завоевать мировое признание. Во многом потому, что изменилось отношение к самому потреблению вина. «Элегантность, сложность и индивидуальность» — так можно сформулировать рецепт успеха итальянских виноделов на международном рынке. Еще одним важным фактором, способствовавшим признанию, стало введение классификации вин и строгого контроля за ее соблюдением. В итоге сегодня Италия на равных соперничает с Францией за звание самого крупного производителя вин в мире и обогнала соседей в номинации «Самый крупный в мире экспортер». Фактически каждая третья бутылка выпитого в мире вина — made in Italy.


Папский выбор


Подвалы Ватикана, вернее, их содержимое для виноделов всего мира со времен основания оплота католической церкви были чем–то вроде элитного клуба, доступ в который даже если не гарантировал безоговорочного признания, то уж точно являлся чем–то вроде присвоения знака качества.


Несмотря на консервативность, небезосновательно приписываемую Ватикану, священнослужители, несомненно, знают толк в хороших винах, а посему поставщики папского двора — виноделы заслуженные и признанные профессиональным сообществом.


Штатный энолог, эксперт в области виноделия, Ватикана 80–летний профессор Джованни с неожиданно русской фамилией Руссо работает там с 1996 года. Его высокий пост подтвержден специальным сертификатом — только он имеет право выбирать и закупать вина для церковных нужд. Профессор призван выбирать только лучшие вина, причем никак не в обычном супермаркете или на складе поставщика, предлагающего лучшую цену. Церковное вино должно быть живым, натуральным, без химических добавок: никаких удобрений на стадии роста лозы, никаких сульфатов при производстве, другими словами, стандарты качества нужно соблюсти высочайшие.


Только для нужд собора Святого Петра, где ежегодно проходят разнообразные торжественные мессы с многочисленными причастиями, Руссо заказывает до двух тысяч литров вина. Отдельно — вино для епископов, кардиналов и самого Папы. И хотя Папа Бенедикт XVI неравнодушен к пиву (архиепископ Мюнхена преподнес Папе на его 80–летие восемьдесят бутылок баварского пива, а в Йорке и вовсе специально для понтифика создали новый сорт, получивший название «Святой Грааль»), вину, которое поставляет для него Джованни Руссо, полностью доверяет.


В разные годы и с разным успехом в поставщики вина для Ватикана пытались пробиться многие известные виноделы, и не только они. Курьезный случай произошел совершенно недавно, когда известная порноактриса Саванна Самсон (настоящее имя — Натали Оливерос) выпустила вино под собственной маркой, мотивируя это тем, что хотела бы сделать его достойным папского двора. Что самое удивительное, звезде фильмов для взрослых вызвался помогать Роберт Чиприссо, официальный поставщик вин для Ватикана. Результат поразил даже известного винного гуру Роберта Паркера, который оценил «эротическое» вино как «исключительный по качеству продукт». Впрочем, я сомневаюсь, что эта марка в обозримом будущем попадет на обеденный стол Бенедикта XVI. Ну а если серьезно, то ко двору приходились немногие из производителей, но это действительно были достойнейшие из достойных. Среди них создатели всемирно известных марок «Шатонеф дю Пап» («Новый замок Папы») из долины Роны, благородного «Бароло» из Пьемонта, входящего в десятку лучших вин мира и почитаемого многими коронованными особами. Кстати, Папа Пий VII, распробовав его, жестко потребовал, чтобы запасы «Бароло» в погребах Ватикана непременно пополнялись, так как сам был не прочь регулярно приложиться к этой прекрасной бутылке.


Естественно, у каждого Папы, епископа или кардинала имелись свои предпочтения. Понтифики Григорий IX и Бонифаций VIII, уроженцы города Ананьи, который расположен в округе Фрозиноне итальянской римской провинции, были страстными поклонниками местных вин. Они оценили в них легкость, молодость, свежесть, словом, все то, что характерно для вин, производимых в регионе Лацио. С тех пор они регулярно поставляются к папскому столу, в том числе компанией Di Cosimo, основанной в 1930 году Джузеппе Ди Козимо. Как отмечал нынешний глава компании Пьер Паоло Ди Козимо, в Ватикан официально идут марки Corte dei Papi, Colontello и Villa Ferrari.


Клуб знатоков тонкого вкуса


Компания Di Cosimo, которой сегодня управляют Доминико и Бруно Ди Козимо со своими сыновьями, входит в двадцатку крупнейших производителей и поставщиков вина и виноматериалов в мире. Только на внутреннем рынке продукция заводов Di Cosimo поставляется таким известным компаниям, как Martini, Ricasoli, Freskobaldi, GIV, Carandini. Основные клиенты за рубежом — крупные американские, греческие компании и с недавних пор Минский завод виноградных вин (основная TM AMBASSADOR). Компания, представляющая собой довольно популярный в Италии семейный бизнес, располагает собственными виноградниками в областях Лацио и Апулия, заводами по первичной и вторичной переработке винограда и логистическим центром.


Винодельческий регион Лацио, где находится большинство виноградников Di Cosimo, имеет свою древнюю историю выращивания винограда, свои неповторимые традиции, свои фирменные вина, известные всему миру. Эти виноградники знавали времена, когда римские императоры (к счастью, безуспешно) пытались вырубить на корню все то, что составляет нынче славу и гордость Италии. Сейчас же виноградной лозой в Лацио покрыто более 65 тысяч (!) гектаров, и свыше 90% из них отданы под белые вина, основой для которых являются всемирно известные сорта «мальвазия» и «треббьяно». Знатоки утверждают, что купаж этих сортов обеспечивает вину мягкий, тонкий вкус, прекрасно сочетающийся с любой кухней.


Сотрудничество с Минским заводом виноградных вин началось в 2010 году, когда на белорусском рынке появились белые и красные полусухие вина Castelli Romani под торговой маркой Di Cosimo. А в этом году в тетрапак были розлиты полусладкие вина «Гранди вини ди Рома».


Акцент, изначально сделанный МЗВВ на полусладких и полусухих винах, не случаен. «В нашей стране потребители предпочитают именно такие, это особенность национального менталитета, климата, традиций, — считает заместитель директора по производству и технологии, главный винодел Минского завода виноградных вин Иван Троцкий. — Тем не менее культура потребления вина в Беларуси формируется, потребитель становится более требовательным и разборчивым. И если еще несколько лет назад основной спрос приходился на полусладкие вина, то сегодня предпочтения потребителей склоняются в сторону полусухих и сухих. Это общеевропейская тенденция, при которой белое сухое вино занимает более 60% в общей структуре потребления. Мы учли изменение потребительского спроса и отреагировали на это».


«Сотрудничество с компанией Di Сosimo действительно можно считать прорывом на нашем рынке, — утверждает директор компании «Минский завод виноградных вин» Денис Мороз. — Мы намерены довести объем производства натуральных виноградных вин на условиях франчайзинга до 30%. Такое бутилирование говорит о том, что производитель вина не только доверяет нашему предприятию свою торговую марку, но и уверен в высоком качестве конечного продукта. В свою очередь, мы активно занимаемся продвижением на отечественный рынок культуры потребления натуральных виноградных вин с учетом национального колорита и традиций той страны, откуда вино родом...»


Когда на пресс–конференции Ди Козимо–младшему один из журналистов задал витиеватый вопрос об отношении того к алкоголю, винодел, немного призадумавшись, ответил: «Мы не пытаемся заставлять людей пить. Мы пытаемся воспитывать в людях привычку употреблять хорошее вино. Мы делаем качественный продукт затем, чтобы вы получили наслаждение не от количества выпитого, а всего от одного бокала».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter