ПЕШКОМ МАРШ!

Первая в Беларуси акция «День без автомобиля» стартует в ближайший понедельникСовременный автомобиль угощает нас «коктейлем» выхлопных газов, включающим более 200 наименований загрязняющих веществ. В среднем при пробеге 15 тысяч километров за год одно авто сжигает 2 тонны топлива и потребляет 30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонны кислорода. При этом в атмосферу выбрасывается 700 килограммов угарного газа, 400 килограммов диоксида азота и 230 килограммов углеводородов. Загрязнение воздуха в городах Беларуси -- на 70--90 процентов вина автотранспорта. Именно поэтому понедельник, 22 сентября, станет первым в Беларуси «Днем без автомобиля». Неужели всем придется полностью отказаться от «железных коней»? Будут ли штрафовать проигнорировавших акцию водителей? Сможет ли справиться с нагрузкой общественный транспорт? Подробности и мнения автовладельцев выясняла корреспондент «НГ».

О сути акции рассказал первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр АПАЦКИЙ, призвав всех участников дорожного движения 22 сентября минимально использовать автотранспорт -- только в случаях крайней необходимости. О том, что это вполне реально сделать, говорит положительный опыт многих европейских стран, где подобное мероприятие проводится ежегодно.
В Беларуси на 1 января 2007 года зарегистрировано 3 миллиона 114 тысяч единиц автотранспорта (в том числе мотоциклов). Легковых автомобилей, которые находятся в личной собственности, более 2,6 миллиона. Пятая часть республиканского автопарка -- 469 тысяч автомобилей -- зарегистрирована в Минске. Только за один рабочий день автотранспорт наносит ущерб инфраструктуре города и окружающей среде на сумму более 6 миллиардов белорусских рублей. «День без автомобиля» -- хороший повод для каждого сделать маленькое усилие для решения этой масштабной экологической проблемы. Однако у людей возникает много вопросов о практической стороне акции и прежде всего -- как добираться в понедельник на работу?
Справится ли общественный транспорт с возросшей нагрузкой? Этот вопрос комментирует начальник управления автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Вячеслав СИКОРСКИЙ:
-- В среднем в день общественный транспорт республики перевозит 7 миллионов пассажиров, и наши провозные возможности позволяют увеличить это число на 2 миллиона. В результате акции мы сможем еще раз оценить пропускную способность нашего автотранспорта и при необходимости усовершенствовать ее.
В Минске ежедневно на линии выходит порядка 900 автобусов, 800 троллейбусов, 115 вагонов метро и 75 трамваев. Этот общественный транспорт ежедневно перевозит порядка 2 миллионов пассажиров. 22 сентября количество общественного транспорта на маршрутах увеличится в крупных городах республики на 10--15 процентов. Такая практика существовала и раньше: в октябре-ноябре на линии выходило больше транспорта, ведь многие автолюбители на зиму ставят машину «на прикол». Будут ли применяться к тем, кто все же выедет на дорогу на своем авто, какие-либо штрафные санкции?
По словам Александра Апацкого, одними добровольными и воспитательными мерами трудно обойтись, однако в первый раз так и будет. Первый замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды обратил внимание и на тот факт, что отказ на день от автомобиля -- это экономия средств и одно из решений проблемы парковки.
Будут ли работники ГАИ работать на дорогах в усиленном режиме и перекрывать улицы? Начальник отдела по организации дорожного движения и дорожной инспекции Управления ГАИ Министерства внутренних дел Беларуси Юрий ТРОЯН заверил, что дополнительных рейдов и проверок ГАИ 22 сентября проводить не будет. «Драконовских мер к тем, кто выедет на дороги, применять не будем, но отследим, как повлияет призыв отказаться на день от автомобиля на количество заторов, аварийность на дорогах». Ожидается, что в результате проведения акции на улицах возрастет количество пешеходов, и сотрудники Госавтоинспекции будут контролировать движение -- отдавать приоритет на дорогах общественному транспорту и пешеходам.
Пока не планируется перекрывать улицы столицы, возможно, будет частично перекрыт только проспект Победителей, как во время массовых мероприятий. Кстати, заместитель начальника управления идеологической работы Мингорисполкома Владимир ЗУБРИК сообщил, что улицу Карла Маркса Мингорисполком в перспективе планирует сделать пешеходной.
Какие улицы больше других страдают от транспортного прессинга? В центре столицы это прежде всего Немига. Юрий Троян напомнил о «болевых точках» Минска: заторы в часы пик ежедневно наблюдаются на выезде из «спальных» районов в Малиновке и Лошице.
Будет ли 22 сентября проезд на общественном транспорте бесплатным? По словам Александра Апацкого, этот вопрос обсуждался, однако положительное решение пока принято не было.
Хотя акция и будет добровольной, она станет хорошей «лакмусовой бумажкой», которая поможет выяснить, готовы ли мы следовать за цивилизованным обществом в поисках решения экологических проблем.

«НГ» спросила Планируете ли вы принять участие в акции «День без автомобиля»»?

Первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр АПАЦКИЙ: «Принято решение, что аппарат Минприроды добирается на работу в этот день пешком, использовать автотранспорт будут только оперативная служба и дежурные. Я сам на работу обычно добираюсь рано утром на метро, а возвращаюсь на автомобиле очень поздно, когда заторов уже нет».
Начальник управления автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Вячеслав СИКОРСКИЙ: «На специальном совещании у министра транспорта и коммуникаций было решено, что министр придет на работу пешком, а его заместители проверят на собственном опыте, как работает наш общественный транспорт».
Начальник отдела по организации дорожного движения и дорожной инспекции Управления ГАИ Министерства внутренних дел Беларуси Юрий Троян: «У меня вызывает недоумение автомобиль с одним водителем. Многие наши сотрудники уже давно кооперируются и по 4--5 человек добираются на работу из одного микрорайона вместе».
Депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь КОТЛЯРОВ: «У меня автомобиля нет, поэтому я этой акцией не интересуюсь».
Участник группы «Тяни-Толкай» Кирилл КЛИШЕВИЧ: «Как и у любого водителя, когда я еду по Минску, у меня часто возникают мысли: «Что же вы все разом выехали на дорогу?» С другой стороны, по работе мне приходится много перемещаться по городу и сейчас, когда машина в ремонте, я часто понимаю, что без нее успеть к назначенному времени очень сложно. Надеюсь, к понедельнику ее починят. Впрочем, меня 22 сентября в Минске не будет, так что машина будет стоять во дворе».
Предприниматель Вадим Ч., г.Минск: «И не подумаю отказаться от автомобиля в понедельник: без него я как без рук, вся работа остановится. Я думаю, мой вклад в экологию родного города уже сделан -- моей машине всего два года, заправляю ее 95-м бензином, и выхлопы в порядке».

 В тему

Появление “Стоп-менов”, детей в ярких световозвращающих костюмах, у пешеходных переходов перед началом и окончанием школьных занятий, дисциплинирует взрослых и заставляет их снижать скорость, пропускать пешеходов
Активными участниками республиканской акции “Внимание — дети!” в Гродненской области стали сами школьники. Как рассказал  заместитель начальника ГАИ УВД Гродненского облисполкома Анатолий Климов, госавто-инспекторы постарались максимально обезопасить юных участников дорожного движения. За пятнадцать дней, пока проводилась акция, было зарегистрировано два ДТП с участием детей, что в пять раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
С начала учебного года маршруты патрулирования инспекторов ДПС в области стали максимально приближены к местам расположения школ и детских дошкольных учреждений. Инспекторы рассказывают детям о правилах дорожного движения, при этом дарят им книжки на эту тему и фликеры.
В общественном транспорте, а также местах массового скопления людей внимание жителей и гостей Гродно и области привлекли листовки на тему профилактики аварий с участием и по вине детей.
Вблизи школ и дошкольных учреждений полностью обновлена разметка пешеходных переходов, появились “лежачие полицейские”, для большей наглядности на дорожном полотне в местах наиболее вероятного появления детей нанесли пиктограммы, дублирующие действие знака “Осторожно, дети”.

Елена СЕМЕНОВА, “НГ”, Валерий ЮДИН, инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненского облисполкома

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter