«Первый шаг» в космос

Малыши из детсада № 76 столицы готовятся стать астронавтами

Малыши из детского сада № 76 Минска читают и без труда разгадывают кроссворды, делают гипсовые барельефы и вышивают салфетки

Своими вопросами дошколята поставят в тупик даже взрослого, ведь сами они без труда могут объяснить и на опытах доказать, почему днем мы не видим звезд, а ночью в действительности серая поверхность Луны становится желтой... Да и о самой Солнечной системе малыши расскажут не меньше астронома. Словом, с недавних пор дети всерьез «заболели» космосом.

Интерес к «внеземной» теме появился не случайно. Познание Вселенной всегда манило человека, а уж для малышей никакой другой предмет не открывает такого безграничного простора для фантазии и творчества. На днях в саду даже имело место неординарное «происшествие»: инопланетный гость Лунтик пытался захватить детские владения, малышам пришлось отстаивать право на свои территории мирным путем, используя всего лишь смекалку и знания...

Детский сад № 76 — учреждение в некотором роде уникальное. С шестью из тринадцати групп дошколят здесь работают по технологии «Первый шаг». Эта педагогическая разработка хорошо себя зарекомендовала за рубежом, поэтому несколько лет назад ее взяли на вооружение в белорусских дошкольных учреждениях. Однако адаптировать «Первый шаг» в итоге смогли немногие, ведь, помимо серьезной проектной деятельности с детьми, технология еще предполагает активное вовлечение в воспитательный процесс мам и пап. Хотя и не без трудностей, но педагогам 76-го детского сада с этими задачами удалось справиться.

— Технология «Первый шаг» — это дополнение к стандартной программе «Пралеска». При такой модели дети и взрослые выступают в образовательно-воспитательном процессе равноправными партнерами. Богатая предметно-развивающая среда, создание которой — одно из условий практического применения технологии, позволяет малышам каждый день выбирать занятие по душе. Для этого в группах обустроены специальные центры. Например, в «Радуге» дети учатся художественному мастерству, в «Лакомке» — готовят... С каждым новым проектом меняется и смысл работы в центрах, — рассказывает заведующая ГУО «Ясли-сад № 76» с углубленным направлением интеллектуального развития детей Светлана Северин.

Этим объясняется новый интерес дошколят — к космосу. Да и как не влюбиться в загадочное пространство, когда во время реализации тематического проекта «Земля и ее соседи» дети не только мастерили звездолеты и ракеты, рисовали набрызгом и... пластилином, осваивали технику изонити, выполняли аппликации обрыванием, создавали забавные коллажи и витражи, гипсовые барельефы, но еще и вышивали «космические» салфетки и выпекали хрустящие «космические» трубочки... Кстати, с особой радостью и удовольствием берутся за рукоделие и кулинарные приготовления именно мальчишки! Перечисленное, к слову, это далеко не все умения пяти-шестилетних детей. К школе многие из них осваивают даже беглое чтение, а разгадать несложный кроссворд или ребус не составит труда ни для кого из дошколят.

Воспитатели группы № 1 «Фантазеры» Анастасия Стрелецкая и Жанна Хендогая отмечают, что одно из важнейших направлений для педагогов, работающих в «первошаговских» группах — налаживание тесных контактов с семьями дошколят. Кажется, привлечь к детсадовскому образовательно-воспитательному процессу занятого на работе родителя — миссия почти невыполнимая, однако педагогам все-таки удается призвать мам и пап к активному участию. Дошколята Дарина Хамракулова и Кирилл Устинов вместе с родными выполняли космические опыты, Мария Бричкалевич и Эмилия Медведева недавно дождались цветения ярких крокусов, высаженных при участии взрослых в прошлом сезоне во время проведения детсадовской акции «Очистим родную землю», а Евгения Полховская вместе с мамой и папой создали оригинальную книжку об освоении космоса.

Педагоги подчеркивают, что не так важно научить ребенка правильно выполнять какой-то мазок кистью или технически грамотному конструированию, сколько помочь ему создать свой образ, развить мышление и фантазию, познавательные процессы. Дети, с которыми занимаются по технологии «Первый шаг», опережают сверстников в таком развитии. Воспитатели по этому поводу говорят так: если «Пралеска» — это «пирог», то в дополнении с «Первым шагом» она превращается в богатый «торт».

— Все дети в группе самостоятельные и вместе с тем очень сплоченные, коммуникабельные. Они не спорят из-за игрушек, ведут себя спокойно, так как постоянно — в команде или отдельно друг от друга — заняты важными для них делами. Если ребенок справляется с простым заданием, он получает новое, на усложнение. К каждому — свой подход. Проекты стараемся подбирать так, чтобы каждый новый дополнял предыдущий, и доводить их до логического завершения. К концу проекта у каждого малыша собирается полноценная коллекция тематических поделок, рисунков, практических опытов, — говорит воспитатель группы № 2 «Фантазеры» обладательница Национального сертификата педагогического мастерства, выданного ОО «Белорусская лига родителей и педагогов «Крок за крокам» совместно с Международной ассоциацией «Step by step», Алла Борушко.

Поясню, что такой сертификат позволяет его обладателю работать в системе дошкольного образования за рубежом. Алла Борушко не стремится воспользоваться этим правом, а ее работа с детьми в своей стране лишь подтверждает эффективность национального дошкольного образования.

Сейчас малыши-«фантазеры» завершают так полюбившийся им проект о космосе. На вопрос: «Кем хотите стать в будущем?» Глеб Жуков и Кирилл Птуха с недавних пор уверенно отвечают строками известного стихотворения: «Космонавтом быть хочу». Кто знает, может, именно из таких вот детских мечтаний и вырастает настоящее профессиональное призвание?..

На снимке: будущий космонавт Илья ПОКОРСКИЙ.

Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter