22 апреля певице Ирине Полянской, с которой начиналась наша эстрада, исполнилось бы 100 лет

Первое имя на нашей эстраде

Ирина Полянская. 1950-е гг.
Ирины Полянской не было официальных званий и наград. Ее фамилии не встретишь ни в одном справочно–энциклопедическом издании по искусству Беларуси. А ведь имя этой певицы некогда было очень популярным, ее концерты собирали аншлаги. Публика боготворила Полянскую, коллеги почтительно склонялись перед магией ее редкого таланта. У нее учились, ей подражали, с нее брали пример. Завтра ей исполнилось бы 100 лет.

Полянская была эталоном исполнительского стиля, сформированного под влиянием эстрадных кумиров прошлого — Вертинского, Юрьевой, Шульженко. Ее порой и называли «белорусской Шульженко» — за доверительную манеру исполнения, простоту и искренность, с которой держалась на сцене, за то, что умела преподнести любую свою песню так, чтобы каждый зритель в зале был уверен: она поет именно для него. Ученики интерпретировали этот стиль по–разному, но суть оставалась та же. Надежда Микулич, Татьяна Орловская, Владимир Кудрин, Олег Тиунов, Галина Галенда, Алена Свиридова — у каждого из этих непохожих певцов есть то, что заметно выделяет их из числа других эстрадных исполнителей. Искренность Ирины Полянской.

Мороз и золото

Но родилась она вовсе не в Беларуси, а в селе Тригорское, в пушкинских местах. Петь обожала с детства. Вспоминала, как в 5–летнем возрасте заворачивалась в простыню и исполняла шансонетки, которые слушала на пластинках. Путь на эстраду начинался в довоенном Ленинграде. Юную самодеятельную певицу пригласили в Ленинградский молодежный эстрадный оркестр под управлением Бориса Карамышева. Известный дирижер стал первым мужем Полянской и отцом ее единственного сына Юрия, которого Ирина Александровна надолго пережила. Судьба подарила ей длинную жизнь, в которой было много всего. И любви, и испытаний.

Выступление перед моряками

Всю Великую Отечественную войну она провела в составе фронтовой концертной бригады. Выступала в подразделениях действующей армии в прифронтовой полосе, обслуживала с концертами Украинский фронт и Заполярье. Однажды в Днепропетровске пришлось выступать в неотапливаемом помещении при минусовой температуре. Стоял страшный холод, от которого стены покрылись ледяной коркой. Люди в зале сидели в телогрейках и валенках, а Полянская вышла на сцену в открытом концертном платье. Вдруг из зала закричали:

— Оденьтесь! Оденьтесь!
На сцене.1960-е гг.

Певица растерялась, а зрители не давали ей возможности начать концерт, пока кто–то наконец не вынес накидку, которой она прикрыла оголенные плечи. Как она была благодарна своим зрителям за этот порыв...

Без малого два года — с 1943 по 1944–й — Ирина Полянская провела в Мурманской области, где дала сотни выступлений для военных моряков. Бывало, прямо во время концертов их отправляли в бой. Но в тяжелые годы войны артисты делили с солдатами все тяготы быта, и певица не была исключением. Как и все, мерзла, голодала. Спать приходилось нередко в землянках на газетах. Однажды, проснувшись утром, обнаружила, что ее волосы из–за мороза примерзли к дощатому полу. Но все компенсировал незабываемый прием, который оказывали артистам моряки. После одного из концертов к ней подошел совсем молодой парнишка и, смущаясь, предложил в подарок золотую цепочку. Полянская замахала руками, стала отказываться, но он сказал: «У меня никого не осталось, а когда вы пели, я почувствовал, что вы — самый дорогой для меня человек». В другой раз артисты выступали в лесу где–то в болотистой местности. Воды — по щиколотку, а певица, как всегда, была в концертных туфлях на высоком каблуке. И вдруг двое солдат сняли с себя шинели и бросили ей под ноги... Вот это она вспоминала всю жизнь. И очень гордилась своей боевой наградой «За оборону Советского Заполярья». Такой медали удостаивались далеко не все артисты, тем более женщины.

Голос любви

К концу войны Ирина Александровна вышла замуж второй раз. Новым избранником стал ее аккомпаниатор — талантливый пианист и композитор Эммануил Разниковский. Его имя было культовым в среде московских джазменов середины 1950–х. «В профессии обязана ему всем, — вспоминала Ирина Александровна. — Он опекал меня, наставлял, помогал искать свой стиль. В общем, шлифовал, как бриллиант. И в один прекрасный день сказал: «Все. Я больше тебе ничего не могу дать. Ты — состоявшаяся певица».

Но вскоре их брак распался. Виной тому был темпераментный грузин Александр Джикия, который влюбился в Полянскую и не отступил, пока та не сдалась. В конце 1950–х они вместе переехали в Минск из Ленинграда. Здесь Джикия стал директором коллектива Ирины Полянской и начал заниматься организацией ее концертов.

В Минске она сразу же оказалась в числе лидеров. Впрочем, правильнее было бы сказать: стала основоположницей нашей песенной эстрады. Певица неповторимого таланта, Полянская мастерски владела любой аудиторией, как никто, умела подчинить себе слушателя, заставить его внимать каждому слову, каждой интонации своего мягкого задушевного голоса.

Ее кумиром действительно была Клавдия Шульженко, и она этого никогда не скрывала. У обеих были какие–то особые нотки голоса, поражавшего не силой звучания, а тихой проникновенной задушевностью. Однажды в середине 1950–х они случайно встретились на гастролях в Одессе. Оказалось, что певицам одновременно организовали концерты в этом городе, даже поселили в одной гостинице, причем в соседних номерах. После концерта Полянская вышла на балкон подышать свежим воздухом и обомлела, увидев на соседнем балконе Шульженко. В то время в репертуаре Ирины Александровны было две песни, которые пела Шульженко, — «Не надо» Юрия Владимирова и «Три вальса» Александра Цфасмана. И оказалось, что Клавдия Ивановна слышала их на концерте своей младшей коллеги.

— Шульженко высказала комплименты в мой адрес, но заметила, что «ее» песни я пою совсем по–другому, не так, как она, и что ей приятно, что я ей не подражаю, — вспоминала Ирина Полянская.

После встречи, посвященной 90-летнему юбилею Ирины Полянской. Слева направо: Ядвига Поплавская, Измаил Капланов, Татьяна Орловская, Надежда Микулич, Ирина Полянская, Нелли Богуславская. 2008 год

Мастер-класс

В это трудно поверить, но впервые на белорусском радио Ирина Александровна записалась лишь в 1998 году в возрасте 80 лет (!), да и то благодаря активным усилиям композитора Измаила Капланова, организовавшего запись к юбилею артистки. В память о тех годах, когда еще совсем молодыми вместе с Нелли Богуславской они выходили на одну сцену с Полянской. Тогда она спела всего две песни из своего репертуара — «Морщинки» и «Еще не поздно» — и показала настоящий мастер–класс, записав их с одного дубля и продемонстрировав отличную вокальную форму. Хотя к тому времени уже давно не выступала.

Ирина Александровна ушла со сцены ровно в 55 лет. Ее манера исполнения и сегодня остается во многом непревзойденной. К сожалению, с годами имя Ирины Полянской забылось, хотя для своих поклонников и бывших коллег по эстрадному цеху она всегда была и остается кумиром.

Ольга БРИЛОН.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter