13 июля 1943 года из боя не вернулись почти все

Первая эскадрилья

В 2018 году я был буквально потрясен фотографией, которая попала ко мне благодаря заслуженному ветерану 1-й эскадрильи 948-го Оршанского штурмового авиаполка 308-й Краковской штурмовой авиадивизии 3-го Минского штурмового авиакорпуса Валентине Ивановне Гиацинтовой (Ситниченко) и ее родственнице Любови Семеновне Ситниченко. На этом фото — летчики 1-й АЭ 948-го шап во главе со своим командиром. Июнь 1943 года, молодые двадцатилетние ребята, совсем недавно они получили звание младших лейтенантов и введенные приказом наркома обороны погоны, которые еще не все успели пришить на свои гимнастерки. Простые, открытые, кажущиеся знакомыми лица. Пытаюсь себя переубедить, но точно такие же я видел вчера среди зрителей футбольного матча. 13 июля 1943 года вся эскадрилья не вернулась из боевого вылета. Из ребят, что на этой фотографии, в живых остался только один — наш земляк, уроженец деревни Корсаковичи Борисовского района Иосиф Гуренок. Выжил, потому что по болезни в том боевом вылете не участвовал.

Погибшая 1-я АЭ 948-го ШАП. Сидят: Иван Афанасьев, Аркадий Крюков. Стоят: Иосиф Гуренок, Алексей Колесников, Алексей Малов, Михаил Каманин, Дмитрий Борисов, Владимир Герасимов.

Архив сержанта Гиацинтовой

Сержант Валентина Гиацинтова
Сержант Валентина Ивановна Гиацинтова была ровесницей этих мальчишек. Симпатичная украинка родилась в 1922 году в Мариуполе. Для нее они так и остались в памяти как Миша, Леша, Митя, Паша… Остались незаживающей раной на сердце на всю оставшуюся жизнь. Их полк только начинал воевать, для большинства ребят это был всего второй боевой вылет. И такая трагедия! Валентина Гиацинтова, несмотря на молодость, успела поучиться в Алма-Атинском институте иностранных языков, окончить Вольскую школу авиамехаников. Как одному из лучших мотористов полка ей доверяли командирские самолеты, сначала командира звена, а затем и командира эскадрильи. За войну в 1-й АЭ сменились шесть комэсков, четверо из них погибли. По удивительному стечению обстоятельств и первым, и последним командиром эскадрильи были однофамильцы: капитан Иван Афанасьев и старший лейтенант Леонид Афанасьев. О Леониде Викторовиче, ставшем после войны известным советским композитором, я рассказывал на страницах «СБ. Беларусь сегодня» в июле минувшего года. Кандидат в члены ВКП(б) Гиацинтова, ни в чем не уступая мужчинам, не только была в числе лучших представителей техсостава полка, она успевала еще и активно участвовать в общественной жизни: с удовольствием и знанием дела редактировала стенную печать, как деятельный член бюро ВЛКСМ полка знала о проблемах, бедах и печалях своих однополчан, искренне старалась им помочь, поддержать в трудную минуту. Несмотря на строгий запрет, вела дневник, собирала фотографии. Такой неравнодушной и общительной кавалер ордена Отечественной войны II степени, медалей «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» осталась и после войны. В ее записной книжке нашлось место для адресов и телефонов всех оставшихся в живых однополчан, с которыми она продолжала поддерживать связь. Судьба не баловала ее. В Бобруйске в 1965 году трагически ушел из жизни ее муж. Ее доброе сердце не ожесточилось и после этой беды. Она продолжала жить, жить и за тех, кому не суждено было дойти до Победы, вернуться с той кровавой и жестокой войны. 

В архиве областного радио города Сумы сохранилась запись интервью с Валентиной Ивановной, посвященного 35-летнему юбилею фронтовой дружбы ветеранов 948-го штурмового авиаполка. Оно вышло в эфир в ноябре 1978 года. В нем, как об одном из самых тяжелых ожогов сердца, она рассказывает о гибели своей 1-й эскадрильи. Вспоминает, как они, наземные авиаспециалисты, а среди них было много девчат, затаив дыхание, с тревогой смотрели в небо: ждали и надеялись, что вот-вот из-за горизонта появятся самолеты и ребята вернутся, вернутся живыми. Но село солнце. Все. 
Из восьми Ил-2 на родной аэродром не прилетел ни один. Веря только в чудо, они еще долго стояли в темноте, а затем не стесняясь плакали до утра.
Помните, в культовом фильме «В бой идут одни «старики» механик самолета Макарыч, услышав, как один из техников говорит, что самое тяжелое в их работе — это копаться при минус тридцати в моторе, назидательно его поправляет: «Самое тяжелое в нашей работе — ждать!» Лишь через месяц, как вспоминала Валентина Ивановна, в полк добрался один из летчиков погибшей эскадрильи, израненный и обгорелый. Но и он ненадолго пережил своих товарищей. Вскоре вновь не вернулся из боевого вылета. Теперь уже навсегда.

Старший лейтенант Иосиф Гуренок перед увольнением в запас, 1946 г.
После смерти Валентины Ивановны, опираясь на ее архив, переписку, блокнот с телефонами и адресами, продолжила контакты с оставшимися в живых ветеранами и их родственниками Любовь Семеновна Ситниченко. Сначала ей удалось найти лишь ксерокопию фотографии погибшей эскадрильи, о которой рассказывала Валентина Ивановна. Ее прислали родственники старшего сержанта Ивана Сергеевича Удода, который служил с Валентиной в одном экипаже. Экипаж штурмовика Ил-2 состоял из пяти человек: летчик, воздушный стрелок, механик, моторист, оружейник. Оружейником и был Ваня Удод. К счастью, в блокноте Валентины Ивановны оказался адрес и телефон единственного оставшегося в живых летчика Иосифа Гуренка, который после войны жил в Одессе. 

Оттуда ниточка потянулась в Киев, к его сыну Валерию. Он-то и выслал Любови Семеновне Ситниченко копию оригинала фотографии погибшей 1-й АЭ, дополнив ее воспоминаниями о том, что отец очень часто брал ее в руки, с печалью рассматривал лица своих товарищей и с дрожью в голосе говорил: «Все они погибли».

Дело было под Курском

Архивные документы позволяют рассказать, как это случилось. Наш легендарный земляк, опытный летчик-штурмовик подполковник Кирилл Чубченков (см. о нем «СБ. Беларусь сегодня» от 08.02.2020 г. «Право на бессмертие») весной 1943 года в составе 3-го штурмового корпуса Резерва Верховного Главнокомандования приступил к формированию 308-й штурмовой авиадивизии, в которую вошли 948-й и 624-й штурмовые полки на самолетах Ил-2. Летчики — сплошная молодежь, вчерашние выпускники авиашкол со средним налетом чуть более 20 (!) часов. Боевого опыта никакого! Недалеко ушел от рядовых летчиков и командный состав полков. Небольшой боевой налет у некоторых из них был, но на бипланах Р-5, У-2 и бомбардировщиках СБ, Су-2, Пе-2. На Ил-2 не воевал никто. За апрель-май Чубченкову с трудом удалось их научить лишь азам штурмового дела. 

В преддверии битвы на Курской дуге в район предстоящих сражений началась переброска значительных сил авиации. Немцы стянули сюда со всех фронтов элиту — самые подготовленные и опытные части, вооруженные новейшей техникой и состоящие из лучших асов Геринга. Главком ВВС Красной Армии маршал Новиков так же поступать не стал и сделал ставку на полки, дивизии и корпуса из Резерва Верховного Главнокомандования, в большинстве своем состоящие из молодых необстрелянных летчиков. Дивизии Чубченкова предстояло воевать на Орловском направлении. Уже 3 июня 1943 года он приказал летчикам 948-го и 624-го шап под прикрытием истребителей Ла-5 из 50-го истребительного полка совершить облет района предстоящих боевых действий. Кстати, из-за огромных потерь среди наших штурмовиков и бомбардировщиков главком ВВС Новиков издал очень нужный приказ, запрещающий им вылеты на задания без прикрытия истребителями.

Сбитый Ил-2.

В связи с тем что, как доложила авиаразведка, на близлежащих аэродромах в Орле и Хомутах немцы разместили от 70 до 140 самолетов, командование ВВС приказало нанести по ним штурмовые удары. Дневные налеты на хорошо защищенные немецкие аэродромы, как рассказывал мне маршал авиации Иван Пстыго, были самыми опасными и сложными для штурмовиков заданиями, требовавшими серьезной подготовки. Они были по силам лишь опытным экипажам. Но эту задачу возложили на молодежь Чубченкова. 

А ведь был уже горький опыт недавнего налета на аэродром в Орле 6 мая. Из 16 Ил-2, которых прикрывали 15 истребителей Як-1, на свой аэродром вернулся только один штурмовик…

Согласно боевому приказу № 15 штаба 308-й шад, изданному в 12 часов 8 июня 1943 года, для налета на аэродром Хомуты от 948-го шап (аэродром Саватеевка) выделялось две группы по 6 Ил-2 и одна группа из 6 Ил-2 от 624-го шап (аэродром Теплое). Ведущим всей сводной группы из 18 Ил-2 назначался командир 948-го шап майор Александр Храбрых. Несмотря на то что на прикрытие группы выделялось 18 истребителей Як-7б, Храбрых прекрасно понимал, что их ждет над целью. Он хлебнул лиха летом 1941-го в небе Белоруссии, когда на его глазах погибали целые эскадрильи самолетов СБ из Бобруйской 13-й бомбардировочной дивизии. Сбили и его, обгоревший и едва живой, он едва добрался до своих. Таких больших групп — 18 самолетов — Храбрых прежде никогда в бой не водил. Плюс необстрелянная молодежь, да еще на малоосвоенном самолете. И самое главное, для всех, в том числе и для ведущего, это был первый боевой вылет на Ил-2! И сразу на штурмовку аэродрома! Итог этого полета предсказать было несложно. Но приказ есть приказ и его надо было выполнять.

Тучи над целью

Неожиданно вмешалась погода. Когда в 19 часов штурмовики начали выруливать на старт, небо затянули тучи. Первой взлетела шестерка Храброго, за ней 6 Ил-2 из 1-й АЭ под командованием капитана Ивана Афанасьева. На маршруте погода стала еще больше ухудшаться, пошел дождь, видимость упала до 700 метров. Храбрых, к счастью, оказался не безумно храбрым и решительно повернул всю группу обратно — домой! Чем спас от верной гибели своих ребят, но поставил себя под прямую угрозу попадания под скорый суд военного трибунала. Выручил его все прекрасно понимавший, опытный комдив Чубченков, сделавший в боевом приказе на этот вылет важную оговорку с учетом низкого уровня подготовки экипажей: «При облачности ниже 500 метров и видимости менее 4 километров на цель не ходить». Словом, расстрел за невыполнение боевого приказа не состоялся. А 1-я АЭ капитана Афанасьева отделалась лишь легким испугом. Экипажи летавших в этот же день на штурмовку аэродрома в Орле 12 Ил-2 из 614-го шап 225-й шад состояние погоды проигнорировали и добрались до цели. Ни один из них не вернулся. Сбиты были и еще четыре Ла-5 из прикрытия.

Но даже такие потери не отрезвили командование ВВС. 10 июня наши летчики вновь полетели на немецкие аэродромы. Результат — плачевный. Капитан Иван Вихор повел на Брянский аэродром сводную группу в составе 24 Ил-2 из 571-го и 566-го шап. Был атакован 15 истребителями Ме-109 и ФВ-190. Сбиты 19 Ил-2 во главе с ведущим… Невольным свидетелем этой трагедии стал кинооператор капитан Борис Шер, который вместо воздушного стрелка летал с кинокамерой на это задание. Борису повезло не только вернуться на свой аэродром, но с перепугу даже сбить истребитель ФВ-190! Об этом боевом вылете рассказала главная газета ВВС «Сталинский сокол», ни словом, естественно, не обмолвившись о наших потерях.

А они были тяжелыми не только у штурмовиков. В тот же день при налете на Брянский аэродром немцы сбили эскадрилью бомбардировщиков: 9 самолетов Пе-2. На ведущем самолете командира эскадрильи находился самый опытный штурман полка, но и это не спасло: заблудились и попали под губительный огонь зениток и истребителей. Для командира эскадрильи Пе-2 это тоже был один из первых боевых вылетов на новом для него самолете.

Все это происходило буквально на глазах у главкома ВВС маршала Новикова. Но, судя по всему, наверх, в Ставку Верховного Главнокомандования, об этом не докладывалось.

(Окончание в следующем субботнем номере.)

Фото из личного архива Валентины Гиацинтовой и Любови Ситниченко.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter