13 июля 1943 года из боя не вернулись почти все

Первая эскадрилья

В прошлом субботнем номере (№ 138) мы начали публиковать очерк нашего постоянного автора Николая Качука о 1-й эскадрилье 948-го авиаполка, практически в полном составе не вернувшейся из боя 13 июля 1943 года.

Слава богу, 948-й полк штурмовать аэродромы больше не посылали. Эскадрилья капитана Афанасьева до 12 июля, когда наши войска перешли в атаку и началась Орловская наступательная операция, в полном составе не летала. Лишь отдельные, наиболее подготовленные экипажи летчиков Крюкова, Каманина, Балясова и Борисова привлекались в составе сборных групп полка для нанесения ударов по противнику и постановке дымовых завес, за что даже получили благодарность от командующего 15-й воздушной армией генерала Науменко. Чаще других летал экипаж летчика Балясова и стрелка Гарипова. К середине июля ребята успели выполнить три боевых вылета.

Пилотка погибшего летчика-штурмовика, найденная поисковиками.

Приказ поступил рано утром

Рано утром 12 июля, в первый день наступления, капитан Афанасьев поднял в небо шестерку из 1-й АЭ для нанесения бомбо-штурмового удара по артиллерийским позициям гитлеровцев. На их головы обрушился смертельный груз из 52 бомб и ливень свинца авиационных пушек и пулеметов. Но состоялась и первая встреча с парой истребителей ФВ-190, которым удалось сбить Ил-2 мл. лейтенанта Ивана Зыбина со стрелком Воробьевым. Это была первая потеря эскадрильи. В 3-й АЭ полка мл. лейтенант Афанасьев вернулся с убитым в воздухе стрелком Павловым. В соседнем 624-м шап погибли четыре экипажа, в том числе и штурмана полка. За штурмовиками с земли наблюдал маршал Новиков, который дал их действиям высокую оценку. Около полудня шестерка Афанасьева вновь поднялась в воздух. Погибший экипаж заменили мл. лейтенант Колесников со стрелком Дьяченко, а место получившего серьезные повреждения штурмовика мл. лейтенанта Герасимова занял Ил-2 лейтенанта Крюкова. Но всей шестерке пришлось вернуться на аэродром, не выполнив боевого задания. Из-за сильного дождя не смогли взлететь истребители прикрытия, а без них идти на цель было запрещено.

13 июля 1943 года в 5 часов 30 минут командир 308-й шад полковник Григорий Турыкин, который в конце июня сменил на этом посту Чубченкова, убывшего на учебу в академию, отправил в 948-й шап приказ № 053, согласно которому к 7 часам 30 минутам две группы штурмовиков должны были быть в готовности к вылету на боевое задание. Первой взлетела шестерка из 2-й АЭ, которая вскоре вернулась: вновь не вышли на прикрытие истребители. Вылет 1-й АЭ отложили. В свой последний полет с аэродрома Саватеевка она поднялась лишь в 14 часов.

Штурмовики Ил-2 перед взлетом на задание.

В районе Архангельского их атаковали 8 ФВ-190 и 4 Ме-109. Несмотря на отчаянное сопротивление наших ребят, немецкие асы оказались сильнее. На Ил-2 Малова набросились сразу три «Фоккера»! Ранили стрелка сержанта Миронова, подожгли самолет, но Алексею все же удалось посадить его на ближайшую поляну. Попала под удар и группа штурмовиков из 624-го шап, потерявшая четыре экипажа. Среди погибших и их ведущий командир полка, для которого это был всего лишь второй боевой вылет на Ил-2.

Скрыто в тумане

К сожалению, уже 24 августа 1943 года командир звена Алексей Малов погиб. В январе 1944 года пропал без вести и стрелок ст. сержант Иван Миронов. К сожалению, потери воздушных стрелков в донесениях не значатся и не учтены. Нет в них ни Миронова, ни погибших 13 июля 1943 года пятерых воздушных стрелков из 1-й эскадрильи. Очень часто командиры, стараясь избежать гнева вышестоящего начальства, напускали туману в своих докладах и отчетах о потерях. Помню, как взволновал меня рассказ легендарного летчика-штурмовика, Героя Советского Союза, полного кавалера ордена Славы (единственного в ВВС!) Ивана Драченко. 14 августа 1943 года он в составе 18 Ил-2 из 66-го шап 266-й шад 1-го штурмового авиакорпуса вылетел на боевое задание. Группу, которую прикрывали 10 истребителей Як-1, вел командир полка. В районе г. Мерефа Харьковской области их атаковали 20 Ме-109! Немцы сбили 14 штурмовиков, в том числе и Драченко, который был тяжело ранен, потерял правый глаз и попал в плен. Но в донесении о потерях, которые сохранились в архиве, Иван Григорьевич себя не нашел! Там всего 10 экипажей, еще четыре испарились! В отчете 266-й шад за август, написанном 4 сентября, докладывается об этом вылете весьма дипломатично: «Из 18 Ил-2, летавших на задание, о восьми экипажах никаких данных нет, по-видимому, сбиты». В то же время в донесении 1-го шак, в который входила и эта дивизия, за август приводятся страшные цифры потерь: не вернулись из боевых вылетов 77 Ил-2, 51 летчик и 53 воздушных стрелка. Плюс потеряно 29 истребителей Як-1 и 16 летчиков, вылетавших на прикрытие штурмовиков. К сожалению, продолжали мы нести тяжелые утраты и в 1944-м, и в победном 1945 году. Только один пример: 12 января 1945 года 143-й гв. шап потерял 5 Ил-2, а на следующий день, 13 января, — еще 11…

Командир 1-й АЭ 948-го шап капитан Дмитриев со своим экипажем. Слева моторист сержант Валя Гиацинтова, 1944 год.

У немецкого аса Отто Киттеля на боевом счету числилось 94 сбитых Ил-2, у Гюнтера Остена — 70, Франца Шалля — 64, Эриха Рудорфера — 58, Франца Эйзенаха — 52, Йохана Визе — 50… Не все они дожили до конца войны. С Киттелем разобрался, отправив его в мир иной, экипаж Ил-2 из 206-й штурмовой авиадивизии, которой командовал наш легендарный земляк подполковник Василий Рыбаков (см. «СБ. Беларусь сегодня» «Хроника пилота штурмовика» 22—23.02.2013 г.).

В 1991 году сотрудники Центра оперативно-тактических исследований ВВС на основе архивных документов наконец-то подсчитали, что из поступивших на вооружение ВВС 33 083 штурмовиков (на авиазаводах было выпущено 36 154 Ил-2) потеряно 22 503, в том числе в боях — 10 762…

Летчик-штурмовик, Герой Советского Союза маршал авиации Иван Пстыго, прошедший всю Великую Отечественную, что называется, от звонка до звонка, объяснял мне эти жуткие потери прежде всего недостаточным уровнем подготовки как рядовых летчиков, так и их командиров: 

«Мы всю войну учились — учились воевать. И рядовые, и офицеры, и генералы, и маршалы. Война, а тем более воздушная, — это очень сложное, тяжелое дело. И далеко не каждому оно под силу».

После того как в 948-м шап погибла 1-я АЭ капитана Афанасьева, командир 3-го шак генерал Горлаченко послал в полк своего помощника по воздушно-стрелковой службе гв. майора Пстыго. Но чем он мог помочь? Для того чтобы передать свой богатый боевой опыт молодым летчикам, надо время, а его не было. Оставалось только одно: личным примером показать, как можно и нужно бить врага. 22 июля после тщательной подготовки в составе шестерки Ил-2 948-го шап Иван Иванович вылетел на штурмовку очень трудной цели — понтонной переправы через реку Оптуха у деревни Домнино. Переправы немцы прикрывали очень сильным зенитным огнем и истребителями. После знакомства с летным составом полка Пстыго включил в шестерку самых, по его мнению, перспективных и сильных летчиков, которые смогут передать полученный опыт другим. После взлета на переправу они сразу не пошли, а схитрили и, сделав крюк, атаковали со стороны противника. Гитлеровцы этого никак не ожидали, и среагировать не успели. С первого захода сбросили бомбы, а со второго обстреляли из пушек и пулеметов. В самом начале переправы в небо взметнулся мощный взрыв. Скорее всего, попали в машину с боеприпасами. На аэродром вернулись без потерь. После посадки Пстыго увидел, как расправились плечи у ребят, как загорелись их глаза! «Вот так и воюйте, славяне!» — напутствовал летчиков, пожимая им руки, Иван Иванович. Этот вылет он хорошо запомнил. Именно в тот день комкор генерал Горлаченко представил его к ордену Ленина, но командарм Науменко понизил «градус» награды до ордена Отечественной войны I степени. Из той шестерки штурмовиков дожили до победы трое: сам Пстыго, ставший комэском, майором, Героем Советского Союза, Леонид Святошенко и сбитый и попавший в плен мл. лейтенант Ромицын. Двое из ребят погибли всего через 10 дней — 2 августа, когда 948-й шап потерял сразу семь экипажей.

iiВалентина Ивановна Гиацинтова (Ситниченко) с внуками Денисом и Романом. 1985 год

Стали просто землей, травой

Орловская наступательная операция по потерям занимает печальное первое место за всю войну: 1014 утраченных самолетов, по 27 (!) в сутки. На алтарь этого жертвенного успеха положили свои жизни молодые двадцатилетние ребята, которым бы еще жить да жить, такие как летчики из погибшей 1-й эскадрильи капитана Ивана Афанасьева. Только тридцатипятилетний Иван Степанович имел семью и детей. Успел даже побывать за границей, сходив на биплане Р-5ССС на финскую войну, получив за это орден Красного Знамени. А все его подчиненные — зеленая молодежь, холостяки. Трое из неполных семей, без отцов, один и вовсе имел из родственников только сестру. И оборвалась после смерти ребят жизни нить. Ни тебе детей, ни внуков, ни наследников…

В 1943 году ценой огромных жертв, понесенных в боях в небе Курско-Орловского сражения и на Кубани, наша авиация наконец-то лишила немецких асов их безоговорочного превосходства в воздухе. 

Из летчиков первого набора 1-й АЭ до победы суждено было дожить одному лишь Иосифу Гуренку. Смерть не раз дышала и ему в затылок: сбивали, горел, падал… 15 января 1944 года из боевого вылета он вернулся вместе со своим стрелком пешком: чудом удалось посадить своего «илюху» на опушке леса. 1 июля 1944 года, во время операции «Багратион», на его Ил-2 набросилась свора немецких истребителей: пробили обшивку и задний лонжерон стабилизатора, в правую плоскость крыла всадили 35 пуль, повредив оба лонжерона, у воздушного стрелка разбили установку крепления пулемета… Но не иначе как заговоренный Иосиф выжил и на этот раз. 6 июля на аэродроме Лошица под Минском его самолет нашла немецкая бомба, но экипаж командира звена Гуренка не пострадал. 11 февраля 1945 года в сложных метеоусловиях потеряла ориентировку и рассыпалась в небе над немецкой территорией вся эскадрилья, но ему все же удалось нащупать ближайший к линии фронта аэродром и сесть. 22 марта 1945 года в составе группы 1-й АЭ, которую вел командир эскадрильи ст. лейтенант Леонид Афанасьев, Гуренок нарвался на плотный огонь немецких зениток, был подбит и, еле-еле дотянув до своих, плюхнулся без шасси прямо в поле.

Иосиф Гуренок и Евгения Скоблова, 1945 год

Фартовый был человек Иосиф Гуренок. Не только выжил сам, но и не потерял за всю войну ни одного воздушного стрелка, а погибали они значительно чаще летчиков. 

В небе Белоруссии и Прибалтики в составе его экипажа летал отважный сын кабардинского народа сержант Абу Хоконов. В сентябре 1944 года благодаря умелому маневрированию Гуренка Абу Гурович поймал в прицел пулемета ФВ-190 и меткой очередью вогнал его в латышскую землю. Иосифу Иосифовичу посчастливилось участвовать в освобождении от гитлеровцев Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской областей родной Белоруссии, громить врага в Литве, Латвии, Польше, Германии, Чехословакии. Уже к январю 1945 года на его счету было 65 успешных боевых вылетов. Войну кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени, командир звена 1-й АЭ 948-го Оршанского ордена Богдана Хмельницкого штурмового авиаполка старший лейтенант Гуренок закончил 9 мая 1945 года на аэродроме Болеславица (Тиллендорф), выполнив последний боевой вылет в район Праги. Через год, 19 июня 1946 года, он снял погоны, и для него началась гражданская жизнь. Женился Иосиф на своей однополчанке, уроженке Речицы, укладчице парашютов сержанте Евгении Скобловой, ангеле-хранительнице летчиков всего 948-го шап. Своими руками она 1300 (!) раз выполнила переукладку парашютов — и ни одного отказа. Десять летчиков, покинувших сбитые самолеты с парашютами, будут до конца жизни помнить свою спасительницу. Она была награждена медалью «За боевые заслуги». Поселилась молодая семья в Одессе. Иосиф Иосифович работал на заводе, а Евгения Максимовна — в мореходном училище. Еще в 1945-м у них родился первенец — сын Владимир, будущий инженер-гидротехник, а через два года второй сын — Валерий, избравший профессию врача-стоматолога. Не оборвалась, продолжилась жизни нить рода Гуренка — Скобловой, что не суждено было тем ребятам из погибшей 1-й эскадрильи…

Замечательные дети родились и у почетного ветерана 1-й АЭ старшего сержанта Валентины Ивановны Гиацинтовой (Ситниченко), без которой не было бы моего сегодняшнего повествования. Сын Владимир окончил легендарный ВГИК, работал кинооператором. Дочь Галина — исторический факультет университета, сегодня с семьей проживает в Норвегии. Дождалась Валентина Ивановна и внуков. И как здорово, что и здесь не оборвалась жизни нить!

А от погибших ребят из 1-й эскадрильи осталась только фотография. Любови Семеновне Ситниченко за многие годы поиска удалось найти в селе Ломовое Орловской области могилу только одного из них — мл. лейтенанта Дмитрия Борисова. Остальные, как в известной песне, «стали просто землей, травой».


Последний командир 1-й АЭ композитор Леонид Афанасьев написал на слова воздушного стрелка Александра Комаровского песню, которую так и назвал — «Первая эскадрилья». Ее он посвятил Ивану Афанасьеву и его ребятам: «За счастье, за дружбу, за Родину-мать в багровое небо взлетела опять первая эскадрилья!»
Запись в журнале боевых действий 948-го шап о гибели 1-й АЭ.

Согласно журналу боевых действий 948-го шап в 1-й АЭ на боевое задание вылетели и не вернулись 8 экипажей в следующем составе: 

♦ командир эскадрильи капитан Иван Афанасьев — стрелок Обыденников, 

♦ заместитель командира эскадрильи лейтенант Аркадий Крюков — стрелок Козлов, 

♦ летчик старший мл. лейтенант Владимир Герасимов на одноместном Ил-2 без стрелка, 

♦ командир звена мл. лейтенант Алексей Малов — стрелок Миронов, 

♦ летчик мл. лейтенант Дмитрий Борисов на одноместном Ил-2 без стрелка, 

♦ летчик мл. лейтенант Алексей Колесников — стрелок Дьяченко, 

♦ летчик мл. лейтенант Михаил Каманин — стрелок Жихарев, 

♦ летчик мл. лейтенант Павел Балясов — стрелок Гарипов. 

Лишь через несколько дней в полк вернулись израненные и обгоревшие Алексей Малов и Иван Миронов, которые и рассказали о последнем бое погибшей эскадрильи. 

Фото из личного архива Валентины и Любови Ситниченко.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter