Перспектива нового «Белоруса»

«Одна из последних новостроек СССР» – так называют в Сморгони РУП «Сморгонский агрегатный завод». Указ Совета министров Советского Союза о его строительстве был подписан в Москве в 1986 году. Агрегатный должен был стать филиалом Минского тракторного завода, выпускающего знаменитые трактора «Беларус», и в полном смысле этого слова градообразующим предприятием. Именно «под него» планировался более чем четырехкратный рост районного центра, строительство целого рабочего городка.

«Одна из последних новостроек СССР» – так называют в Сморгони РУП «Сморгонский агрегатный завод». Указ Совета министров Советского Союза о его строительстве был подписан в Москве в 1986 году. Агрегатный должен был стать филиалом Минского тракторного завода, выпускающего знаменитые трактора «Беларус», и в полном смысле этого слова градообразующим предприятием. Именно «под него» планировался более чем четырехкратный рост районного центра, строительство целого рабочего городка.

Однако обстоятельства сложились иначе, и в 1992 году строительство филиала белорусского гиганта было остановлено. С тех пор завод больше десятка лет пытался найти свою нишу в реформирующейся экономике страны. В последние несколько лет его усилия увенчались первыми успехами.

Период возрождения – так называет происходящее сейчас на предприятии его директор Алексей Аношко.

— Первым удачным проектом для нас стала организация производства мини-техники для личных подсобных хозяйств, — говорит Алексей Дмитриевич. – Вначале, в 1992-м, – мини-тракторов, затем, в 1996-м, – мотоблоков. И сегодня, спустя годы, мы остаемся монополистами в сфере производства мини-техники для села. Наши маленькие трактора уникальны по своей конструкции, маневренны, пригодны к использованию в любое время года. Мотоблоки не только самые мощные, но и самые надежные. Без серьезных ремонтов работают по 10—12 лет.

Нет в Беларуси конкуренции и у сморгонских плугов, восьмикорпусных полунавесных и девятикорпусных оборотных. Они работают в комплекте с современными высокомощными тракторами, позволяют добиваться высокой производительности труда. При этом, как замечает директор, несмотря на ощутимую разницу в цене, большинство белорусских покупателей предпочитают более новые оборотные плуги.

К двум вышеназванным направлениям прибавилось не менее актуальное третье: на базе трактора МТЗ здесь налажен выпуск коммунальной техники. Ежемесячно с конвейера сходит сотня уборочных машин, успешно применяющихся в городских хозяйствах Беларуси.

Кроме того, агрегатный завод, конечно же, поставляет продукцию на конвейер РУП «Минский тракторный завод» на сумму 2,5–3 миллиарда рублей ежемесячно.

А буквально месяц назад слово «возрождение» наполнилось для «последней советской новостройки» новым смыслом. Здесь впервые собран большой трактор из семейства известных во всем мире «Беларусов». Он предназначен для работы в саду и на виноградниках и обладает всеми необходимыми для этого характеристиками. «Беларус-921», как утверждают производители, мощный, с уменьшенными габаритами трактор, не потерявший характеристик большой машины при уменьшении размеров.

— Анализ рынка показал, что интерес к новинке имеют не только отечественные потребители, — отмечает директор. – Первые машины мы готовим к отправке в Болгарию. Возможные покупатели — Молдавия, Украина, Россия, Чехия, Румыния. В 2007 году планируем собрать 500 таких тракторов, в перспективе же оборудование рассчитано на выпуск двух тысяч в год.

Одновременно завод продвигается в решении проблемы энергосбережения и, соответственно, снижения себестоимости продукции. Здесь завершается строительство собственной нити газопровода, которая доставит топливо непосредственно к производственным корпусам. Пуск трехкилометровой трубы также намечен к Новому году.

В два предновогодних проекта – тракторный конвейер и газопровод — предприятие вложило 2 миллиарда рублей.

— Из собственных средств, — с гордостью уточняет руководитель. – Сегодня мы уже можем позволить себе развивать производство и при этом поднимать планку социальной политики. Средняя зарплата за октябрь у нас составила 710 тысяч рублей. Первыми в районе в нынешнем году мы оплатили из своей прибыли путевки на оздоровление для наших работников. В следующем планируем расширить наш социальный пакет. Убежден, что без этого рост предприятия  невозможен. Ведь нас, работников агрегатного, — 1200. И от того, что дает завод людям, зависит уровень жизни немалой части сморгонцев.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter