Персональная безответственность. Спрос с хозяйственников, игнорирующих требования природоохранного законодательства, будет строгим и конкретным.

Благоустройство территорий населенных пунктов и наведение порядка на земле процесс не стихийный. В каждом регионе поставлены конкретные задачи, утверждены планы мероприятий. Но, как показывают проверки, выполняются они не везде. На это было обращено серьезное внимание на состоявшемся недавно заседании коллегии Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. В центре внимания оказались вопросы, касающиеся рекультивации карьеров, оптимизации сети мини-полигонов, на которые свозятся твердые коммунальные отходы, и очистка земель от борщевика Сосновского.

Благоустройство территорий населенных пунктов и наведение порядка на земле процесс не стихийный. В каждом регионе поставлены конкретные задачи, утверждены планы мероприятий. Но, как показывают проверки, выполняются они не везде. На это было обращено серьезное внимание на состоявшемся недавно заседании коллегии Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. В центре внимания оказались вопросы, касающиеся рекультивации карьеров, оптимизации сети мини-полигонов, на которые свозятся твердые коммунальные отходы, и очистка земель от борщевика Сосновского.

— Обидно, что красивейшая природа региона оказалась под прессом безответственности отдельных должностных лиц, которые даже не осваивают деньги, выделенные на благоустройство и наведение порядка на земле, — констатировал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Цалко, принявший участие в заседании коллегии областного комитета. И предупредил: — Спрос за это будет персональный.

Не украшающие землю “шрамы”

Понятное дело, сегодня практически ни одно хозяйство не обходится без собственного карьера — песок нужен для подсыпки подъездных путей к производственным объектам, для благоустройства животноводческих ферм и других внутрихозяйственных целей. Но и к карьерам надо относиться по-хозяйски, как к живой земле.
Специалисты Минприроды обратили внимание на карьер “Лесковичи” в Шумилинском районе, принадлежащий КУПП “Шумилинский райагросервис”. Десятилетиями хозяйственники пользовались песочной грядой, которая растянулась на три километра по направлению к селу Лесковичи. Место удобное — рядом с райцентром, вблизи от дороги. Особого беспокойства этот карьер у начальника районной природоохранной службы Сергея Корнякова не вызывал: его поэтапно рекультивировали, на отдельных участках даже лес вырос, а после дождя на песке маслята растут. Но есть норматив: глубина разработки внутрихозяйственного карьера не должна превышать более 2 метров. А здесь на небольшом участке глубина разработки втрое превысила норматив. Шумилинскому агросервису придется платить по счетам за проведение взрывных и технических работ по выравниванию склонов. Такая рекультивация, запланированная на 2011 год, обойдется предприятию в 80 миллионов рублей. Это всего один пример, но есть и другие.
— Рекультивации подлежат 63 карьера из 276 имеющихся в Витебской области. Она коснется карьеров, которые эксплуатируются с нарушением требований или вовсе не используются, — пояснила начальник отдела госконтроля за охраной и использованием земель, растительного и животного мира, недр, особо охраняемых территорий Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Жанна Алейникова.

И на свалке должен быть порядок

Особое внимание будет уделено также оптимизации сети мини-полигонов и площадок временного складирования твердых коммунальных отходов в сельской местности. Всего в Витебской области сейчас 596 мини-полигонов, за последние два года их количество сокращено на 129. В ближайшие годы планируется закрыть еще 73 мини-полигона, в том числе 40 в этом году. Такая оптимизация упростит работу жилищно-коммунальным службам, отвечающим за порядок на полигонах.
— Пока же на каждом четвертом мини-полигоне наши инспекторы фиксируют нарушения, связанные с обваловкой территории, отсутствием подъездных путей, очисткой санитарно-защитных зон, — отметила Жанна Алейникова.
Спрос с ЖКХ за порядок на мини-полигонах будет строгий и конкретный, заявил Владимир Цалко. Жилищно-коммунальные предприятия должны закупать недостающую технику в лизинг, чтобы своевременно обслуживать эти объекты.

Агрессивный “иностранец”

Серьезную тревогу вызывает стремительно завоевывающий наши земли борщевик Сосновского. Его завезли в нашу страну еще в 1960-е годы для выращивания в качестве кормовой культуры. Тогда никто и не предполагал, что этот чужестранец с Кавказа поведет себя столь агрессивно и спровоцирует настоящее экологическое бедствие. Он настойчиво угрожает не только естественным экосистемам, но и здоровью людей.
— Это серьезнейшая проблема, и отмахиваться от нее нельзя, — подчеркнул Владимир Цалко. — Каждый год площади под борщевиком увеличиваются на 10 процентов! Одна коробочка коварного растения выбрасывает до 10 тысяч семян. В минские больницы поступают обожженные люди, пытавшиеся самостоятельно ликвидировать ядовитого пришельца.
Основная масса современных популяций борщевика в Беларуси находится в Витебской (43 процента) и Минской (41 процент) областях, но они быстро двигаются на юг и запад. Только в Браславском районе обнаружено около 220 локальных местонахождений этого вида. Сам город Браслав тоже массово занят зелеными гигантами. Особенно вольготно чувствует себя зеленый монстр в Витебском и Ушачском районах, где площади его сплошного распространения достигают 600 гектаров! Борщевик Сосновского начинает реально влиять на производство сельскохозяйственной продукции, из-за него аграрии ежегодно теряют 1—2 процента урожая.
Дорожные организации старательно скашивают борщевик на придорожных полосах. Но за линией придорожной полосы начинается беспредел. Еще хуже обстоят дела на дорогах местного значения. Пока до них дойдет очередь, зонтики борщевика успевают распустить свои коварные “щупальца” — и полетели семена с ветром по полю.
По дороге в деревню Дутчино Витебского района еще 5—8 лет назад борщевик Сосновского замечен не был. Но оголили местный ручеек, бегущий в Лужеснянку, очистили ландшафт от зарослей кустарника, и борщевик тут как тут — оккупировал пустующую территорию. Стоит плотной стеной, и Лужеснянскому аграрному колледжу, хозяину здешних земель, самостоятельно с этой напастью не справиться. Нужна глубокая перепашка, без тяжелой мелиоративной техники не обойтись. Гербицидами в водоохранной зоне реки Лужеснянка борщевик тоже не заглушишь.
В Витебской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды корреспонденту “НГ” сообщили, что за бездействие в отношении борщевика уже составлено 10 административных протоколов. Всего же в Витебской области из-за злосчастного сорняка уже “пострадали” 36 землепользователей, сумма наложенных на них штрафов — 1,5 миллиона рублей. Вредоносное растение уничтожено за первое полугодие на территории 315 гектаров, но это всего 24 процента площадей, оккупированных борщевиком Сосновского.
Витебский облисполком, рассмотрев докладную записку председателя Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Руслана Винокурова по вопросам наведения порядка на земле, установил конкретные сроки для принятия мер и устранения выявленных нарушений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter