Перо с логотипом

Зачастую офисные принадлежности напоминают визитницу: ручки, записные книжки, даже чашки и пепельницы украшены логотипами разных компаний. Такие фирменные вещицы сопровождают многие деловые мероприятия

Зачастую офисные принадлежности напоминают визитницу: ручки, записные книжки, даже чашки и пепельницы украшены логотипами разных компаний. Такие фирменные вещицы сопровождают многие деловые мероприятия.

На Западе вручение сувениров стало уже не просто традицией, но и частью маркетинговой стратегии большинства крупных и средних компаний. Ведь даже само слово «сувенир» произошло от французского «souvenir» и означает подарок, напоминающий о человеке, дате, событии… Словом, в некотором роде это скрытая реклама. В бюджетах большинства иностранных фирм предусмотрена даже отдельная статья расходов на подарки, которые вручаются партнерам, подчиненным, коллегам, знакомым из деловой среды по самым различным поводам. 

— Сувениры подразделяются на промо-материалы, презентационные материалы, для создания корпоративного стиля рабочего места, бизнес-подарки и подарки эксклюзив-класса, — рассказывает коммерческий директор компании «ЛОГОТОН» Елена Ахвледиани. – Оценить объемы белорусского рекламно-сувенирного рынка достаточно сложно: многие специалисты не рассматривают его как отдельный сегмент, а включают в общий рекламный рынок, в который входит и полиграфия, и размещение материалов в СМИ. Несомненно, спрос на «сувенирку» растет, хотя расходы на нее в рекламных бюджетах компаний пока составляют небольшой процент. Поэтому серьезных компаний, предоставляющих услуги в оформлении сувенирной продукции, в Беларуси немного. 

По мнению профессионалов, белорусский рынок еще не созрел для серьезных предложений. Заказывать изготовление оригинальной и уникальной продукции у мировых производителей теоретически возможно, но для наших компаний международные бренды пока в большинстве случаев остаются недоступными. Да к тому же многие белорусские фирмы еще не приучились планировать бюджеты промо-акций на год вперед. Как правило, оригинальные сувениры заказывают только транснациональные корпорации, а потом рассылают часть тиражей по своим представительствам, в том числе расположенным в Беларуси. 

В основном компании, специализирующиеся на сувенирной продукции, предлагают недорогие варианты. На нижней ступени иерархии подарков стоят рекламные сувениры. Недорогие по цене – редко дороже 2—3 долларов, — они вручаются на стандартных деловых переговорах, гостям на презентациях, конференциях, рядовым сотрудникам дружественных компаний, при проведении PR-акций и так далее. Такие подарки вызывают положительные эмоции у получателя, располагают к фирме и служат дополнительной рекламой. Кстати, впервые такой маркетинговый ход использовал в 1845 году предприимчивый американский страховой агент, который стал изготавливать свои визитки в виде календаря. 

Отличительной чертой таких рекламных сувениров является обязательный яркий логотип, а нередко и другая информация: реквизиты компании, ее электронный адрес, сайт и так далее. В качестве «PR-основы» используются функционально-расходные предметы любого офис-менеджера: ручки, карандаши, блокноты, зажигалки, чашки и так далее. В последнее время стало модным преподносить электронные предметы: часы с подставкой для письменных принадлежностей, брелоки с будильником и так далее. Благо эти изделия тайваньского и китайского производства упали в цене. В последнее время в моду вошли разнообразные настольные «вечные двигатели» и тому подобные игрушки. 

Бизнес-подарки вручают избранному кругу партнеров, используют их на деловых встречах, конференциях и других деловых мероприятиях. Их отличает более строгий корпоративный стиль и высокая цена. Вообще, при выборе бизнес-сувенира необходимо учитывать, что «одариваемый» за месяц может присутствовать на десятках подобных мероприятий, а значит, необходимо какой-нибудь «хитростью» выделить именно свой подарок. На это вряд ли можно рассчитывать, преподнося дешевый еже-дневник или пластиковую шариковую ручку. Кроме того, бизнес-сувениры несут информационную нагрузку: свидетельствуют о благосостоянии компании. Для этого сегмента «сувенирки» чаще всего используются различные офисные принадлежности, но только более высокого класса. Скажем, если записная книжка, то в кожаном переплете и лучше – известного производителя. 

— При выборе сувенирной продукции, директор по маркетингу всегда должен учитывать 2 аспекта: случай преподнесения (промо-акция или подарок на Новый год) и аудиторию, — утверждает Елена Ахвледиани. — Ведь считается, что каждый вложенный цент в сувенир, должен принести пользу имиджу компании, условно превышающую затраты в три раза. 

Отдельный класс корпоративных сувениров призван формировать корпоративную среду в компании. Считается, что «родной» логотип на различных предметах сплачивает коллектив. Спектр используемой «основы» достаточно широк: начиная от письменных принадлежностей и заканчивая кружками, пепельницами и даже предметами одежды. Правда, последние «выносить» за пределы компании считается не самым лучшим тоном. Майки, бейсболки, шорты редко преподносят людям со стороны. Во-первых, по этикету белье дарят только близким людям. Во-вторых, вряд ли кто-нибудь будет щеголять в кепке с символикой конкурента. 

Впрочем, с точки зрения подбора сувениров, корпоративная культура в Беларуси продвигается вперед. Как утверждают профессионалы, у отечественных пиар-менеджеров за последние годы выработался неплохой вкус. Другой вопрос, что он не всегда подкрепляется соответствующими размерами рекламных бюджетов. Впрочем, до сих пор и комических заказов у «сувенирщиков» хватает. Так, один из клиентов заказал вымпел с изображением зенитного ракетного комплекса «Бук». Клише, судя по всему, изготавливали сами, потеряли одну ракету, а в итоге чисто внешне пусковая установка стала напоминать одну из американских модификаций. Нередко заказчик выбирает хороший красочный презент, а потом не знает, как логотип разместить. Так одна компания закупила партию кружек с симпатичными разноцветными коровками, но, как ни бились маркетологи, на сем пестром фоне места для «фирменной» информации так и не нашлось. Иногда приносят клише величиной в 25 сантиметров и просят нанести на шариковые ручки или миниатюрные брелоки. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter