Недобор в Могилевской области молока за прошлый год оценивается примерно в 11,8 миллиона рублей

«Перезагрузка» на большое молоко

ЖИВОТНОВОДЧЕСКУЮ отрасль области начало лихорадить с весны прошлого года, за что ее руководителей не раз склоняли на различных заседаниях, подведениях итогов и так далее. Виной тому — просчеты во время заготовки кормов в 2015 году, в обновлении дойного стада, плохая сохранность молодняка. Каждый из них так или иначе сказался на конечных результатах. Если лет пять назад по продуктивности дойного стада область уверенно занимала третью-четвертую позицию в стране, то в прошлом году оказалась последней. Надои стада по сравнению с 2015-м уменьшились на 70 килограммов — до 4105. А ведь еще в 2010 году, например, здесь от коровы надоили свыше 4550 килограммов, в 2012-м — 4358. Область, получается, уверенно поднимается по лестнице, ведущей… вниз?

1. Деньги остались на фермах


Чтобы разобраться в причинах этого, по итогам трех кварталов была проведена коллегия облсельхозпрода с участием представителей всех районов и Министерства сельского хозяйства и продовольствия. К тому времени Олег Маслак буквально пару дней проработал в должности первого заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, но уже держал отчет о работе отрасли. Пришлось срочно вникать во все подробности, проанализировать провалы в производстве, как их исправить. Что касается допущенных просчетов, то всем было понятно: в остававшиеся до конца года три месяца наверстать упущенное не получится. 

Главную причину искать долго не пришлось. Она традиционная — дефицит кормов на стойловый период 2015—2016 года. Ведь в прошлом году уже 10 марта в отдельных районах пришлось выпустить скот на пастбища. Бесследно такая бескормица не прошла, что не лучшим образом сказалось не только на производстве продукции, но и сохранности поголовья. Часто одновременно приходилось решать две сложнейшие задачи: и поголовье сохранить, и в привесах-надоях не потерять. Справились не все. На начало этого  года количество крупного рогатого скота в сельхозорганизациях по сравнению с аналогичным периодом 2016-го сократилось примерно на 22,6 тысячи голов, или 4 процента, коров стало меньше на 5,4 тысячи — 3 процента. Дойное стадо не сократили только в трех (!) районах — Белыничском, Кировском и Кричевском. Антирекорд поставлен в Бобруйском районе, где за год выбраковали 900 коров — чуть ли не каждую десятую. Почти на полтысячи их стало меньше в Глусском районе. При этом здесь сократились не только надои, но и валовое производство, а уже в декабре 2015 года пришлось завозить корма. В таких случаях, как говорится, не до жиру. Бобруйский район еле преодолел трехтонную продуктивность, недополучив почти 20 процентов молока, а Глусский недотянул до нее более 300 килограммов. В целом по области менее трех тысяч килограммов молока от коровы надоили 30 хозяйств. И значит, недополучили десятки тысяч рублей. 

За месяц-два сброшенное поголовье, как известно, не восстановишь. В крайнем случае, наращивать его придется до конца года, а возможно, и больше. И если, к примеру, за первое полугодие растелов по сравнению с 2016-м ожидается на две тысячи больше, то это позволит лишь на 50 процентов восполнить дойное стадо. Сократятся выбраковка, нетехнологическое выбытие. Насколько эти расчеты окажутся верными, можно будет судить не раньше, чем во второй половине года.

В целом же молочная отрасль, которая служит локомотивом финансовой стабильности агрокомплекса, за прошлый год от снижения надоев и реализации молока недополучила примерно 11,8 миллиона рублей. Согласитесь, имей хозяйства на руках дополнительно такую сумму денег, многие проблемы — горючее, минеральные удобрения и так далее — решались бы по-другому. А пока приходится мириться с тем, что есть... 

При подготовке материала  беседовал со многими специалистами и руководителями райсельхозпродов, представителями областного Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, Минсельхозпрода. Всем задавал примерно один и тот же вопрос: чему научил прошлый год?

В принципе, ответ, а Олег Маслак это сразу подтвердил, известен заранее: чтобы от животного что-то получить, его нужно накормить. Поэтому заготовка травяных кормов была взята под особый контроль. Благо росту трав в прошлом году способствовала погода. Отдельные хозяйства заготовили фуража по полторы нормы и больше. На начало года оставалось 1077 тысяч тонн кормоединиц сена, сенажа и силоса, в то время как в 2016-м было 778 тысяч тонн. В пересчете на условную голову скота это соответственно 17,5 и 12,2 центнера кормоединиц. Больше всего запасли фуража в Быховском, Дрибинском, Кричевском районах. Меньше всего в Костюковичском, но и здесь их в сравнении с прошлым годом на 20 процентов больше. Скромнее лишь запасы концентратов. Их хватит примерно до середины мая, потом придется работать с КХП, возможно, даже в счет поставок будущего урожая.

Отдачу от полноценных рационов в области начали ощущать в начале прошлой осени. За октябрь—декабрь 2016 года и январь этого по сравнению с аналогичным предыдущим периодом производство молока увеличилось на 1,2 процента. Надоено его свыше 222 тысяч тонн, реализовано почти 200 тысяч. Да, прибавка небольшая, но отрадно, что начинает прослеживаться положительная динамика производства и продажи. Высокие темпы прибавки теперь в Кричевском, Славгородском, Чаусском районах. Наконец-то начали наращивать объемы бобруйские и белыничские хозяйства. На 4,5 процента увеличилось производство молока за первую половину марта. Из всех районов только два — Дрибинский и Хотимский — продавали молока меньше, чем в прошлом году. 

В этом область рассчитывает получить 760,2 тысячи тонн молока — добавить 7 процентов к 2016-му. Расчеты здесь таковы. За счет увеличения поголовья можно прирасти примерно на 20 тысяч, улучшения кормовой базы — еще на 27 тысяч тонн молока. Остальное — человеческий фактор. Как он сработает, через год мы нашим читателям и расскажем.

zybulko@sb.by

P.S. Чем живут животноводы Кличевского района, где стабильно получают высокие надои и увеличили их в прошлом году, во что обошлось снижение продуктивности коров в Белыничском районе и как здесь выходят из прорыва — в следующих письмах из Могилевской области.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter