Источник: Знамя юности
Знамя юности

Рассказываем реальные истории обмана в соцсетях

«Перевидите 75 рублей и… еще столько же»

В социальных сетях процветает новый вид мошенничества: пользователи становятся жертвами аферистов, создающих фейковые страницы. Желая выгодно купить телефон, одежду, обувь и другие товары либо получить различные услуги, например арендовать жилье, интернет-юзеры порой лишаются крупных сумм. Мы пообщались с жительницамиф Молодечно и Червеня, которые попались на удочку злоумышленников в Instagram.

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»

История первая

Елена* часто заказывает вещи в Instagram. А недавно сын-подросток попросил купить куртку и костюм и сбросил ссылку на аккаунт с одеждой, который проводил распродажу в связи с закрытием. Елена списалась с продавцом, чтобы уточнить информацию о приглянувшихся товарах:

– Еще на этапе переписки почувствовала подвох: какой размер ни спросишь – есть в наличии, такое редко бывает при ликвидации. Но от дурных мыслей отвлек важный звонок. В профиле магазина прочитала, что заказ можно получить двумя способами: по предоплате и наложенным платежом. Однако продавец сказал: в связи с закрытием доступен лишь первый вариант, а если вещь не подойдет, то без проблем обменяют.

Прежде чем сделать заказ, Елена изучила страничку. Постов в ленте много, лайков тоже, несколько тысяч подписчиков, десятки отзывов благодарных покупателей в сториз. Висело фото якобы офлайн-мага­зина, расположенного в торговом центре в другом городе. Елена поискала в интернете и убедилась, что такой объект действительно существует. Это окончательно усыпило ее бдитель­ность:

– За куртку и костюм перевела 170 рублей на реквизиты карточки белорусского банка, высланные продавцом, и стала ждать доставку. Через пару дней сын прислал скриншот: аккаунта больше нет. И только после этого на глаза стали попадаться новости о таком виде мошен­ничества.

Елена написала заявление в милицию, а потом увидела: страница магазина вновь стала активной, только в названии профиля поменялось несколько символов. Спросила у продавца, что с заказом, и тут же оказалась заблокированной:

– Выяснила, что фирма одежды, представленная в профиле, выпускается в Казахстане. Сын списался с производителем – там в курсе, что фото с их продукцией выставляют мошенники на поддельных страницах, но ничем помочь не могут. А еще мы нашли пару аккаунтов с похожим ассортиментом и той же историей про ликвидацию товара. 

История вторая

Ирина* давно подписана на страницу в Instagram, где часто проводят розыгрыши. Чтобы поучаствовать в них, нужно выполнить несколько условий, например отметить друга, написать комментарий, сделать репост. Ирина периодически проверяла свою удачу и несколько раз становилась обладательницей косметики и билетов на концерт. Однажды, участвуя в очередной лотерее, получила личное сообщение, как показалось, от имени той самой группы: «Поздравляем! Вы выиграли крупную сумму!» Сперва подумала, что ее разводят, а потом вспомнила, что в этот день и вправду должны были выбрать победителя одного розыгрыша, говорит Ира:

– Мне сообщили, что для получения денег (а речь шла о 4000 руб­лей) нужно пополнить банковскую карту организатора розыгрыша  определенной суммой. После этого поступят выигранные средства. Чтобы убедить в реальности происходящего, прислали ролик с победителями прошлых конкурсов, звонили по видео­связи. Выглядело все крайне правдоподобно.

Злоумышленники сбросили Ирине реквизиты карточки. Она перевела на счет 75 рублей и приложила квитанцию, подтверждающую платеж. Но собеседник ответил, что банк, видимо, снял комиссию и сумма получилась неровной. Девушку попросили положить еще столько же, но с учетом платы за услуги банка. Уверяли, что переживать не стоит, – эти деньги вернутся вместе с выигрышем, вспоминает Ира:

– Отправила необходимую сумму. Но и на этом история не закончилась: «организаторы» сообщи­ли, что на счету стало в два раза больше средств, чем нужно, и пере­числить выигрыш они пока почему-то не могут, но попросили сделать еще один перевод. Пишу им: «Что за прикол?» Тогда мошенники сбросили видео: возле дверей банка стоит якобы их сотрудник, и он сейчас пойдет к специа­листам решать мою проблему. Потом заметила, что имя аккаунта, с представителем которого вела диалог, отли­чается от того, на который я под­писана. Начала ругаться с аферистами, требовать вернуть деньги. Мо­шенники стояли на своем и повторяли, что я обязательно получу выигрыш, нужно только совершить третью трансакцию – достаточно перевести хотя бы 20 руб­лей, тогда смогу рассчитывать на половину выигрыша. На этом прекратила переписку и написала заявление в милицию.

Не прошло и недели, как на уловку аферистов попался муж Ирины. В интернет-магазине в Instagram он заказал кроссовки стоимостью чуть больше 100 руб­лей. После оплаты товара выслать его обещали на следующий день, продолжает Ира:

– Кроссовки так и не пришли, а муж попал в черный список. Тогда на аккаунт интернет-магазина подписалась сама и сделала тот же заказ, прикрепив старую оплату. Меня сразу заблокировали. Кстати, обе поддельные страницы до сих пор активны в Instagram.

СКАЗАНО

Александра Попова, официальный представитель УВД Миноблисполкома:

– Ежедневно в милицию поступают сообщения о неудачных покупках в социальных сетях и на торговых площадках. Мошенники часто ориентируются на спрос населения, активно предлагая сезонные товары. Например, летом продают инвентарь для сада и дачи, гамаки, кресла-коконы, в новогодние праздники – ели. Покупателей привлекает доступная цена, которая, как правило, заметно ниже стоимости, заявленной в торговых сетях или на официальных сайтах магазинов. Нередко клиентов заманивают дополнительными скидками, бесплатной доставкой, возможностью вносить оплату в несколько этапов. Бывает, злоумышленники создают страницы с фотографиями товара из настоящих магазинов – покупатель видит, что на сайте дороже, и решает купить в соцсетях. Насторожить в таких предложениях должны низкая цена, обязательная пред­оплата, отсутствие самовывоза, контактной информации и сведений о продавце, наличие неточностей и несоответствий в описании товаров, излишняя настойчивость и навязчивость менеджеров, пересылка для подтверждения достоверности сделки фото паспортов, документов. Любой из этих критериев – серьезный повод задуматься о целесообразности совершения сделки. Под описание подходят два или более пункта? Настоятельно рекомендуем воздержаться от покупок.

mischenko@sb.by

*Имена героев изменены.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter