Витеблянин делает крутые часы в честь родного города и мечтает открыть первую в Беларуси мануфактуру

Перевести стрелки на удачу

По часам на руке можно многое сказать об их обладателе — о его характере, достатке, амбициях. Врочем, немало и тех, кому, чтобы везде успевать, достаточно мобильного телефона. Но сейчас речь не о любителях гаджетов, а о людях, которые хорошо знают цену времени. Среди них — Олег Коровин.


Работы группы витебских мастеров, в том числе их идейного вдохновителя Олега Коровина, совсем недавно высоко оценили в Москве, на международной специализированной выставке часов, аксессуаров, украшений Moscow Watch Expo. На форуме представители Витебска побывали впервые и стали единственными участниками от Беларуси. Наша команда, кстати, собранная Олегом Дмитриевичем этим летом, — своеобразная группа по интересам, в которую входят ювелир, художник, маркетолог и дизайнер-программист. Единственный из них профессиональный часовщик — Коровин, который делится с остальными секретами мастерства. На безвозмездной основе, для души. Успехи у его взрослых учеников есть. Все модели, которые витебляне представили на московской выставке, тематические, вводит в курс дела Олег Коровин:

— Это часы “Нимфа”, “Смерть и время”, часы, посвященные белорусскому хоккею, и “Футболист”. Интересная история у часов “Смерть и время”. В XVIII веке было популярным изображать на рисунках часы со скелетом. Это — своеобразный посыл, призывавший задуматься над быстротечностью времени и над тем, чтобы не прожигать его зря. 

Часами “Смерть и время”, а еще “Нимфа” живо заинтересовался гость выставки — актер Иван Охлобыстин. Узнав, что талантливая команда из Витебска, он признался, что очень любит город на Двине и, будучи там, обязательно заглянет к часовщикам северной столицы Беларуси. 

Наручные механические часы "Нимфа" изготовлены для выставки в Москве «Часовой андерграунд», где неофициально представляли работы мастеров Беларуси. Часы выполнены в стиле 1700 годов с элементом картины «Нимфа, лежащая у сосуда» французского художника Франсуа Буше.

У наручных механических часов “Нимфа” тоже своя история, продолжает Олег Коровин:

— Они выполнены в стиле 1700 годов с элементом картины “Нимфа, лежащая у сосуда” французского художника Франсуа Буше. На задней крышке — надпись на латыни “Искусство вечно, а жизнь коротка”. 

Дизайнерские идеи, заверяет Олег Дмитриевич, рождаются словно из воздуха, в любой момент дня и ночи. Он собирается реализовать проект под названием “1000 штук”. Такое количество уникальных авторских часов умелец планирует изготовить за время карьеры. 

Участие в таком мероприятии, как Moscow Watch Expo, дает стимул к развитию, уверяет собеседник:

— Кроме того, наша команда — патриот родного города, мы хотим, чтобы его ассоциировали не только со “Славянским базаром” и Марком Шагалом. У нас есть богатые часовые традиции. Как не вспомнить о первой белорусской часовой мануфактуре, которая была создана графом Григорием Потемкиным в Дубровно еще в 1784 году?! Дубровенские часы считали одними из лучших в Российской империи, по качеству они едва ли уступали западным. 

Группа мастеров ставит перед собой амбициозную задачу — возродить это наследие и в будущем участвовать в Moscow Watch Expo уже под брендом витебской часовой мануфактуры. Но сегодня, делится мнением мастер, в стране в принципе нет такого вида производства:

— Соответственно законодательной базе тоже. Хотелось бы, чтобы на эту проблему обратили внимание. У нас столько талантливых, творческих людей, способных сделать что угодно, а, выходит — хочешь, умеешь, но законно не можешь. 

Заграницей часовые мануфактуры не редкость, часто они принадлежат семейным династиям. Детей там обучают с малых лет, и годам к 26—28 из них выходят прекрасные специалисты, знающие все тонкости ремесла. На постсоветском пространстве до недавнего времени не было ни одной детской школы, где обучали бы часовому делу. Одна сейчас заработала в Москве. Попытку открыть учебное заведение “Юный часовщик” Коровин до сих пор вспоминает с грустью:

— Я хотел создать школу юного часовщика, но условия, которые мне выдвинули, были нереальными. Ну не возможно за месяц набрать группу детей, которые по складу мышления технари, кроме того, внимательны и усидчивы... Чтобы попасть в кружок, ребята должны были бы сдавать экзамены на техническую профпригодность. Брать всех подряд ради галочки не вариант. 

В детстве Олег мечтал вовсе не о ходиках, хронометрах и будильниках, а о море. Окончил мореходку в Одессе, работал на Дальнем Востоке судовым токарем, но потом понял, что водная стихия его отпустила. В Санкт-Петербурге открыл мастерскую по ремонту бытовой техники. Кроме стандартных чайников-утюгов, люди приносили на починку китайские часы, которые никто и нигде не ремонтировал. Коровин взялся за новый для себя вид деятельности и не прогадал. Обучившись ремеслу в частном порядке, позже мастер окончил институт точной механики и оптики. И уже семнадцать лет витеблянин не только ремонтирует часы, но и изготавливает собственные. 

Новый проект наручных часов с названием «Смерть и время». Часы построены на старом механизме «Омега»(начало ХХ века). Выбор именно этого механизма не случайность, а дань символичности, объяснил Олег Коровин. «Омега» — последняя буква греческого алфавита и несет смысл последовательности, конец чего-либо.

Интересно, что Олег Дмитриевич создал часы-перевертыши в честь родного города. Необычный дизайн (зеркально и в обратном порядке расположенные цифры), стрелки, идущие наоборот, механизм, который виден сквозь стекло, — все поражает воображение. 

Совсем недавно Олег Коровин завершил проект собственного механизма для наручных часов под названием “Витебский”. Кроме того, в будущем на его часах появится важная для мастера и города, где он творит, надпись — “Зроблена ў Віцебску”. Всего сделанных персонально Олегом Коровиным часов более сотни. Каждые — с изюминкой. На вопрос о самой нестандартной его работе Олег Дмитриевич отвечает, лишь на секунду задумавшись:

— Четыре года назад мне довелось создать мини-двигатель внутреннего сгорания автомобиля, предназначенный для установки в наручные часы. Вес двигателя всего 12 граммов. Механизм работал на топливе. Есть и важные для меня часы — “Хоккей”. Мечтаю вручить их Главе нашего государства, который уделяет этому спорту серьезное внимание. 

Еще одно удивительное изделие от Коровина — настольные часы “Морской хронометр-хронограф”. В созданный мастером корпус погружен морской хронометр, сохраняющий вертикальное положение и точность хода даже во время качки. Но в механизме есть и новая функция — хронограф для измерения отдельных отрезков времени. Такое незаурядное сочетание делает часы единственными в мире.

ВРЕМЯ ВЫХОДИТЬ В МИР

Каждый год в Швейцарии проводятся международные конкурсы молодых мастеров часовых дел. Эти соревнования по уровню, кстати, ничем не уступают Олимпиаде. Беларусь тоже могла бы заявить там о себе миру, считает Олег Коровин:

— За три года я сумел бы подготовить ребят на самом серьезном уровне. Что бы это дало? В первую очередь не только победа, но и само участие в конкурсе подобного уровня — значимое для любой страны событие. 

naumova@sb.by 

Фото Алеси Пушняковой и из личного архива Олега Коровина
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter