Перестройка. Китайский стиль

О перестройке в Китае

В Китае началась перестройка — все признаки налицо. «Пустые разговоры вредят стране, упорный труд способствует процветанию нации», — говорит недавно избранный генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин и устанавливает новые правила партийной (читай: правительственной) жизни. Страна обсуждает итоги его первой поездки по стране и интерпретирует полученные сигналы.


Сигнал первый: первую поездку в качестве генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпин совершил в провинцию Гуандун. Конечно, это неспроста, уверены жители Китая. Таким образом он демонстрирует приверженность политике реформ и открытости — в свое время именно провинция Гуандун стала огромным экспериментальным центром, где опробовались методы, которые потом переносились на всю страну. Любопытно, что этой поездкой товарищ Си отдал дань двум великим людям, стоявшим у истоков реформ: Дэн Сяопину, который их инициировал, и своему отцу Си Чжунсюню, который был не только верным соратником и единомышленником Дэна, но и руководителем провинции Гуандун на стадии реформирования.


Си Цзиньпин практически полностью повторил маршрут знаменитого «южного тура», который Дэн совершил в 1992 году. Это было непростое время для Китая. За три года до этого случились события на площади Тяньаньмэнь, из–за чего страна стала изгоем мировой политики. Реформы продолжались почти 13 лет, и консерваторы (а их в партии и стране было много тогда и немало сейчас) говорили, что процесс идет слишком быстро, и требовали возврата к плановой экономике. Распался Советский Союз, долгие годы бывший для КНР примером в построении социалистической экономики. Отправившись в Гуандун, Дэн Сяопин тогда заявил: «Мы окажемся в тупике, если не будем придерживаться пути социализма, если не сможем осуществить реформы и открытость, если не сможем реформировать экономику и улучшить жизнь народа». Си Цзиньпин с реформами, похоже, тоже определился — требует их углубления и расширения.


Сигнал второй: во время следования кортежа Си Цзиньпина (150 км) трассы не перекрывались — скромный микроавтобус ехал в общем потоке. Не перекрывались и городские улицы. Среди китайских граждан, безропотно сносящих вынужденные задержки в пути, этот факт вызвал небывалый ажиотаж. Товарищ Си не просто передвигался с минимальным кортежем, но еще и приветствовал граждан и пожимал руки всем желающим. Его тут же назвали «народным» руководителем. Это дорогого стоит: отрыв от масс — одна из главных проблем, с которой сталкивается сегодня Компартия и с которой она твердо намерена бороться.


Первый шаг уже сделан: накануне поездки Си Цзиньпина Политбюро ЦК КПК опубликовало программу из восьми пунктов, призванную восстановить близость с народом. Первый пункт так и звучит: «Руководители должны сохранять тесный контакт с низовыми структурами». Среди других пунктов — уменьшение количества совещаний (с одновременным сокращением посвященных им телетрансляций) и повышение их эффективности, сокращение количества официальных документов; сокращение расходов на зарубежные поездки; руководителям предписано быть экономными, особенно в том, что касается автомобилей и жилищных условий. А еще руководителям высокого уровня запрещено публиковать монографии и устраивать автограф–сессии по случаю выхода своих трудов в свет — говорят, это попахивает культом личности.


Политбюро посылает сигналы не только народу, но и руководителям всех уровней и рангов — жизнь теперь изменится у всех. Первыми это почувствовали пользователи интернета: многие из ранее запрещенных поисковых запросов теперь легко удовлетворяются. Цензуру, конечно, еще никто не отменял, но ее ослабление уже налицо. На совещаниях теперь не подают фруктов и пирожных, банкеты отменяют, руководители говорят о том, что нет закрытых тем, и заявляют о готовности выслушивать критику.


...Скажите, вы чувствуете то же, что и я? Что мы это уже видели во второй половине 80–х — это «перестройка начинается с себя», эти народные воодушевление и подъем. Мы там уже были — помним, как были очарованы, как нам казалось, что судьба страны в наших руках, что жизнь теперь точно изменится. Ожидания не обманули: жизнь — наша и страны — изменилась бесповоротно. Жаль только, что страны той больше нет. Но китайцы, активно критикующие ошибки советского руководства, свои выводы из нашего краха сделали. Посмотрим, как перестройка получится у них. Лично я желаю им успеха. По возможности — без революций и неизбежных в этом случае разочарований.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter