В Гомельской области многие сельские бани ставят на консервацию из-за падения спроса

Переработанный пар

В январе коммунальные бани перешли на полную финансовую самостоятельность. Постановлением Правительства общественные парилки и душевые лишились статуса социально значимых услуг и получили право регулировать тарифы по масштабам своих затрат, уже не рассчитывая на бюджетное субсидирование. И вот предприятия ЖКХ предложили клиентам новые цены, выросшие в разы. Ряды посетителей мгновенно поредели. Теперь во многих районах страны коммунальщики закрывают бани из–за низкого спроса. Первым делом на селе.


В агрогородке Поколюбичи Гомельского района несколько лет назад построили новую баню. Аккуратная, компактная, небольшая, рассчитанная на пять посетителей в смену... Такие возводили по типичному проекту на территории Гомельской области по государственной программе создания агрогородков. Исходили из соображений экономии ресурсов, чтобы и тратить меньше, и не лишать людей востребованной услуги. К слову, поколюбичскую баню поставили недалеко от местной котельной в микрорайоне многоэтажных новостроек. Узкой тропинкой вдоль пустыря иду к ней. Баня и сейчас выглядит, как будто только что сдали. Дни работы — женская пятница и мужская суббота. Двери на замке. Прохожие сельчане охотно приходят на помощь:

— Банщица тут рядом живет. Но она в город уехала... Хорошая у нас баня была. Люди ходили.

— Почему была?

— Так говорят, что закрывают. Сейчас попариться стоит почти 100 тысяч рублей. Не каждый себе позволит. Ведь еще в прошлом году за то же самое платили 20.800, а льготники и того меньше. Теперь же льготы отменили. Жаль, конечно. Это ведь не блажь. Скорее поддержка здоровья. Наши прадеды так делали, деды, отцы, и мы тоже привыкли.

Общественная баня в деревне Березки.

По другую сторону Гомеля расположилась деревня Березки. Баня здесь ровно такая же, как и в Поколюбичах, один к одному, проект в проект. Местный пенсионер Павел Осипов, живущий напротив, помнит все этапы ее появления:

— Столько люди обращались, чтобы ее построили и достроили. Лет семь, наверное. Наконец, одолели. Я сам редко в общественной парилке бываю, предпочитаю париться у соседа. Но сельчане из многоэтажек постоянно наведываются. Раньше, конечно, больше было.

Павел Осипов.

Однако здесь комплекс закрывать пока не планируют. Заместитель председателя Улуковского сельисполкома Алексей Кобзаров объясняет почему:

— Наша баня востребована. Местные ходят, из Гомеля приезжают. Да, посещаемость упала. Но мы надеемся, ситуация выровняется. Сейчас коммунальщики работают над снижением тарифов. Так что сохраняем прежний график.

Почему в одной точке двери на замок, а в другой борьба за пар для людей? Полный расклад получаю в Гомельском райжилкомхозе. Тариф на посещение общественных отделений бань (без категорий) в районе сложился на уровне 97 тысяч 300 рублей. Именно такая сумма, по расчетам местных коммунальщиков, покрывает затраты, которые несет предприятие на одного человека при оказании подобной услуги. Однако новый ценник практически убил спрос. В целом по району, где насчитывается 10 бань, он снизился вдвое. Но это как средняя температура по больнице. За прошлый месяц некоторые сельские парилки посетили единичные клиенты. Среди таких, например, баня в Поколюбичах. Заместитель директора предприятия Светлана Гончарова рассказывает, каким видится выход из положения:

Общественная баня в агрогородке  Поколюбичи.

— Если говорить о Поколюбичах, то здесь и раньше посещаемость была невысокой. А вот в Березках — наоборот: всегда хороший спрос на услугу... Так что, принимая решение, в каждом случае индивидуально изучали ситуацию. Сейчас мы идем на эксперимент. В мае из десяти бань три закроем и поставим на консервацию. Это коснется Поколюбичей, Рудни–Маримонова, Песочной Буды. Они пока не будут использоваться. Еще три переведем на сокращенный график работы, тем самым уменьшив затраты на их содержание, что позволит снизить тариф на услугу. Остальные будут действовать в прежнем режиме. Эксперимент продлится месяц, после чего ситуацию проанализируем и решим, какие шаги предпринимать дальше.

Надо сказать, жесткость тарифов на банные услуги в Гомельской области эту сферу встряхнула повсеместно. Зацепило и сельчан, и горожан. Десятки писем сегодня расходятся по инстанциям. Вот и в редакцию «СБ» с наболевшим обратился гомельчанин Степан Лазарев:

— В ситуации с баней № 1 Гомеля складывается впечатление, что делается все, чтобы из центра города убрать общедоступное место отдыха и оздоровления населения. Еще три месяца назад стояли очереди в кассу бани. Заведение позволяло попариться людям среднего достатка. Теперь же цена на услуги бани выросла в 2,5 раза. Результат — один зал закрыли. Причина? Народ не ходит... Что будет с баней дальше? Далее тихо и незаметно это здание в центре города будет перепрофилировано, продано или сдано в аренду.

В областном управлении ЖКХ подтверждают: если предпринимаемая оптимизация затрат не дает результата, то идут путем закрытия. Пока это больше касается села. Например, из 31 бани в Калинковичском районе решили оставить в работе только 7. Заверяют — не о прибыли речь. Хотя бы выйти в ноль, без убытков. Но получается не у всех и не везде. Даже там, где работают практически в равных условиях.

В то же время

По расчетам Минторга, сейчас тариф на посещение общественной бани должен составлять до 65 тысяч рублей, что при должной организации работы позволит обеспечить рентабельность услуги. Министерство направило рекомендации облисполкомам о необходимости снижения тарифов за счет сокращения затрат и проведения взвешенной тарифной политики для сохранения посещаемости бань.

Кстати

По официальным данным, наиболее высокий рост тарифа с начала года отмечается в Гомельской области (от 2,5 до 3,5 раза), Минской области (2,3 раза). За это время посещаемость бань в областях сократилась практически вдвое.

dralukk73@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 90 (24972). Суббота, 14 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter