В городском поселке Сопоцкин Гродненского района, который недавно отметил 500-летний юбилей, каждая улица и каждый дом буквально пропитаны духом истории

Перекресток всех дорог

Расхожая фраза «Здесь каждый камень дышит историей» по отношению к Сопоцкину — не пустой звук

Это «местечко», как называли крупные населенные пункты в прежние времена, за пять веков пережило все мыслимые и немыслимые войны, многочисленную смену власти. Здесь удивительным образом переплелись эпохи, культуры, обряды и народные традиции. Выгодное географическое положение (25 км от Гродно, 15 км от литовской границы и 10 км от польской) в иные времена не единожды оборачивалось для местных жителей форс-мажорными обстоятельствами, зато теперь прилегающая к Августовскому каналу местность — лакомый кусочек для многочисленных туристов, безвизовых и «обыкновенных».

Костел Вознесения Девы Марии

Здесь в мире и согласии проживают представители более чем десятка национальностей, а на улицах чаще всего звучит белорусская, польская и русская речь. К слову, об улицах. Сопоцкин был единственным населенным пунктом на постсоветском пространстве, где еще при жизни Папы Римского Иоанна Павла II появилась улица его имени. А через дорогу напротив — памятник Ленину. Сегодня о горпоселке с многовековой историей, который расположен… нет, даже не на перекрестке трех дорог, а на перекрестке ВСЕХ дорог, мы расскажем через повествование краеведа Андрея Янулевича. Вместе с ним журналистский десант «НГ» пересек древний поселок и его окрестности.

От школьного порога

Для начала наш путь лежит в школьный музей. Тут поневоле вспоминаешь древний афоризм: «Если всё уходит в историю, тогда история — это всё!..» Андрей Станиславович с удовольствием знакомит журналистов со своим детищем:

— Историко-краеведческий музей в Сопоцкинской СШ был открыт в 1982 году. Пару лет назад произошел своеобразный перезапуск, и с помощью мультимедийных средств он обрел современный вид. Сейчас здесь насчитывается более 300 экспонатов и имеется три экспозиции: первая — этнографическая «Белорусская хатка», вторая — «Край земли у трех границ», посвященная истории Сопоцкина и местной школы, и третья — «Военное лихолетье» по истории Первой и Второй мировых войн. Как-то сразу после реконструкции наш музей посетил руководитель местного сельхозпредприятия. Он был под таким впечатлением, что подарил музею телевизор. И теперь, используя мультимедийную презентацию, демонстрируя какой-то экспонат, например стрелковое оружие или штык-нож, мы можем на экране наглядно показать, как он выглядел, будучи новеньким, в заводской смазке, когда только-только сошел с конвейера и использовался по назначению в боевой обстановке. К примеру, у нас есть пламегаситель от пулемета максим. Теперь это просто проржавевший кусок железа с дыркой, а включаешь на презентации слайд — и видно, как он выглядел «в молодости», как его вкручивали и т.д. Все музейные экспонаты имеют свою особенную историю, о которой они упорно молчат, а мы должны их разговорить. И они должны говорить!


Также здесь построен макет пулеметного каземата дота, в котором видно, как функционировало это грозное оборонительное сооружение и какие обязанности лежали на каждом бойце-красноармейце. Впечатляет французский пулемет марки «Шательро», бывший на вооружении вермахта. С интересом рассматривают посетители немецкий оккупационный паспорт, так называемый аусвайс. Валяется и подошва от кованого немецкого сапога — как пошутил один из местных жителей, ею горе-завоеватели и получили впоследствии под одно место…

А мы тем временем продолжаем увлекательную экскурсию. Разглядывая чуть покрытые ржавчиной раритеты 80-летней давности, под компетентный рассказ краеведа мысленно переносишься в то непростое время, когда плавилась сталь и разлеталась вдребезги мощная техника. А вот люди — выдерживали! И держались, стояли насмерть.

Братская могила, в которой похоронено 1000 человек

Только при освобождении Сопоцкина и его окрестностей в июле 1944-го погибло около 1000 бойцов и командиров Красной армии. Краевед Янулевич дополняет эту информацию:

— В братской могиле захоронено более 1000 военнослужащих, которые погибли в тяжелых оборонительных боях 1941-го и в июле 1944 года в боях за освобождение. Здесь лежит прах бойцов из 47 населенных пунктов бывшего Сопоцкинского района. Цифра постоянно увеличивается, поскольку на месте боев практически ежегодно работают представители 52-го отдельного специализированного поискового батальона. Они находят медальоны, документы, останки солдат…

Вдумайтесь! 1000 человек, 1000 неповторимых житейских историй и судеб… Они недожили, недочувствовали, недолюбили. И — по какому-то мистическому совпадению — население сегодняшнего Сопоцкина тоже составляет 1000 человек...

Дот 68-го Гродненского укрепрайона.

Земля, пропитанная горем и кровью

Стоя у входа в костел Вознесения Пресвятой Девы Марии, Андрей Янулевич рассказал жуткую историю. 1944 год. Немцы отступают. Из ворот храма выходит только что обвенчавшаяся пара. Дальше — со слов Андрея Станиславовича:

— Напротив остановился немецкий патруль. Гитлеровцы стали рыться в повозках, на которых приехал свадебный кортеж, искали самогон. Оккупанты вели себя нахраписто, толкались. Жених вступился за невесту. Тогда немец ударил парня прикладом карабина. Но… В этот момент произошел самострел: пуля попала фашисту прямо в сердце. Наступила мгновенная смерть. За убитого бойца немцы решили отомстить и устроили публичную казнь. Всех местных жителей согнали на площадь перед комендатурой. Там стояли грузовики, крытые тентом. Вдруг тенты резко поднялись, и на толпу обрушился шквал пулеметного огня. Варвары не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей… Удивительное дело: несколько десятков человек, стоявших в первых рядах, чудом спаслись и уползли — пулеметы били выше них. Совершив экзекуцию, фашисты ушли. Навсегда.

Заметно, что Андрей Станиславович волнуется, хотя наверняка не в первый раз рассказывает эту леденящую душу историю. А тем временем мы идем к дотам. Рассказчик знакомит с новой фактурой:

— Одна из фишек нашей земли — 68-й Гродненский укрепрайон. И туристы, которые приезжают на Августовский канал, обязательно посещают доты, оставшиеся со времен войны. Признаюсь, я еще ребенком излазил их вдоль и поперек. Леса Гродненской пущи скрывают остатки более 100 оборонительных объектов.

Андрей Станиславович сыплет цифрами, уточняет факты. Замирает сердце. В висках стучит от осознания того, какая армада перла на еще не нюхавших пороху 18-летних мальчишек… Солдаты срочной службы, по сути еще совсем мальчишки, поднятые по тревоге, думали, что она учебная, а оно вон как вышло… Безудержный огненный шквал, от духоты, предельной концентрации пороховых газов и усталости многие теряли сознание.

Наш собеседник уточняет детали:

— Фашисты планировали форсировать доты за несколько часов, но некоторые из них держались по три-четыре, а то и больше дней, когда агрессор был уже глубоко в тылу.

Подсознательно на ум приходят строки из замечательной песни Юрия Антонова: «Будто не было войны, но вой­на похоронена на дне тишины…» Да, теперь грозные бетонные доты хранят молчание, но тогда…

Мы обязательно вернемся к этой теме и придем сюда, где бетонные исполины выстроились в шахматном порядке в районе Сопоцкина. А теперь нас ждет мистическая часть нашего мини-путешествия.

Мертвое озеро

Это место завораживающе красиво. Оно хранит древнюю легенду. В Мертвом озере, что раскинулось у храма Вознесения Девы Марии, вода черная и даже в знойные плюс 35 ледяная. Андрей Янулевич знакомит нас с преданием:

— Давным-давно вода в мистическом озере взбунтовалась: резко вышла из берегов и стала стремительно затапливать Сопоцкин. Люди, чтобы прикрыть бьющий из недр земли ключ, решили снять с местного костела стальные двери и бросить в Мертвое озеро. Оно успокоилось, потопа не случилось. Зато с тех пор здесь никто не рискует купаться, и даже рыба, которую несколько раз пытались развести, не выживает.

Мертвое озеро с видом на костел Вознесения Девы Марии.

…И о Ленине

В мире нет ни одного политического деятеля, которому было бы установлено столько памятников, сколько вождю мирового пролетариата. Вдумайтесь: на планете Земля их более 10 тысяч, только в Беларуси во времена советской власти появилось около 550 гипсовых, бронзовых и бетонных Ильичей. Есть фигура Ленина и на центральной площади г.п. Сопоцкин. У этого памятника (а скорее у его предшественника!) своя история.

— В июне 1941-го, когда к поселку подходили немцы, местные жителя сняли скульптуру лидера мировой революции и закопали в близлежащем лесу. Однако большинство «спасителей Ильича» были евреями, и немецко-фашистские захватчики их расстреляли во время оккупации. После войны памятник Ленину, спрятанный в лесу, не нашли. А в 1954 году установили новый. Правда, еще при Советском Союзе пострадал и он. Это было настоящим ЧП! Группа парней после дискотеки снесла бетонному вождю голову… Их не нашли. А голову восстановило правление местного колхоза. 

СКАЗАНО

Андрей Янулевич:

— Население городского поселка Сопоцкин примерно на 85 % состоит из этнических поляков. Никто не запрещает им говорить по-польски, ходить в костел, соблюдать иные традиции. Более того, я преподаю в школе польский язык — его у нас изучают 90 ребят. Считается, что это самое «польское» место в Беларуси. Живу здесь уже 54 года и ни разу не слышал, чтобы кого-то притесняли по национальному признаку. Наоборот, в Сопоцкине есть улицы Яна Павла II и Генрика Сенкевича, Элизы Ожешко и Адама Мицкевича, всячески развиваются язык, традиции и культура.

СПРАВОЧНО

Нынешний Сопоцкин нельзя представить без Августовского канала. Это как близнецы-братья. Ярким примером дружбы народов соседних стран — Беларуси, Польши и Литвы — является открытый фестиваль народного творчества «Августовский канал в культуре трех народов». Канал, который соединяет страны, уже отпраздновал юбилей — ему 180 лет. А вот весьма колоритный фестиваль проводится два десятка лет. На его сцене, как правило, выступает 600 участников! Более 200 представляют Польшу. Последние выходные августа на Августовском канале проходят всегда в праздничной атмосфере, в качестве зрителей там бывает 20—25 тысяч человек. Фестиваль имеет свои традиции: праздник всегда открывается в полдень. Следует театрализованное шествие, когда белорусы, поляки и литовцы в единой колонне и под одним флагом — Августовского канала — проходят от шлюза «Домбровка» до главной сцены.

Да, об Августовском канале, этой архитектурной и культурной жемчужине, можно продолжать разговор бесконечно долго. До него от Сопоцкина рукой подать. Но это уже совсем другая история…

kozyrev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter