«Перехватчики» атакуют

Анатомия нелегального извоза
Анатомия нелегального извоза

«Гомель?», «Могилев?», «Минск?..» — эти возгласы знакомы каждому, кто пользуется услугами крупных автовокзалов. В последний раз я слышал их в Бобруйске. Мне, говорю, в Минск, но нужен билет: командировка. Услужливый «бомбила» сразу отстал. Билет он не продаст. У него нет ни кассового аппарата, ни лицензии. Мои деньги он положит в карман. Налогов не заплатит. При этом отберет законный хлеб у легальных перевозчиков. Помимо этих нарушений, он, скорее всего, превысит и скорость, рискуя жизнью своих пассажиров. Все это я сейчас докажу.

Минск, автовокзал «Московский». 19 июля, четверг, 10 утра. Далеко не пиковый день и час, но на стоянке возле вокзала стоят 7 микроавтобусов с номерами Витебской области. Я не могу утверждать, что водители этих машин здесь и сейчас занимаются нелегальными перевозками. Но они доказывают это сами. Нас с коллегой–фотокорреспондентом перед вокзалом встречают знакомыми возгласами: «Витебск?», «Полоцк?»... Один водитель кому–то звонит и докладывает: «У меня уже полный салон. Остался один пассажир».

Мы идем в дирекцию автовокзала, чтобы выяснить, насколько явление распространено, какой и кому наносится ущерб, как и кто с явлением борется.

Виктор Тозик, директор филиала «Минский автовокзал» ТКУП «Минсктранс», словно нас и ждал: «Если газета поможет, скажем спасибо!» Нелегальные перевозчики — истинное бедствие для администрации. Большинство из них директор знает, что называется, в лицо. В его служебном досье — десятки фотоснимков микроавтобусов этих самых нелегалов. Есть и видеосъемка. Только тех, кто неоднократно, регулярно подъезжает и отъезжает с пассажирами.

Когда нервы директора не выдерживают, Виктор Тозик пытается с нелегалами разбираться. Ответы водителей всегда одинаковы. Если автобус стоит пустой: «Хочу и стою. Имею право». Если машина с пассажирами: «Везу знакомых. Везу родственников». Пассажиры, как правило, согласно кивают головами...

Директор, в подчинении которого и «Центральный» вокзал, и «Восточный», нервничает неспроста. Ежедневно его предприятие обслуживает около 11 тысяч пассажиров, средняя выручка составляет 77 млн. рублей. Так вот, каждый день нелегалы наносят бюджету предприятия ущерб в 5 — 7 миллионов рублей. Это 10 процентов. Это значит, что 1 тысячу пассажиров в день везут нелегалы. Это в среднем, и подсчитать ущерб легко. В дни проведения совместных рейдов с налоговой, транспортной инспекцией и ГАИ (когда нелегалов как ветром сдувает!) выручка возрастает именно на 5 — 7 миллионов. Но уже завтра «перехватчики» опять на своих местах.

По словам директора, их нелегальный бизнес не только процветает, но и расцветает, ширится. На автостоянке фактически действует альтернативный автовокзал. Если так дело пойдет, через несколько лет вокзалы хоть закрывай. «Серые» (или «черные»?) перевозчики буквально наглеют и ничего не боятся.

Почему дикторы автовокзалов свои объявления о прибытии и убытии автобусов перемежают призывами не пользоваться услугами нелегальных перевозчиков? Почему настойчиво повторяют их каждые несколько минут? Потому и повторяют, что «бизнес» принял открытый, массовый, хамский характер.

Анна Пантелеенко, и.о. начальника автовокзала «Центральный»: «Бывает, что нелегалы угрожают нашим работникам, когда те пытаются навести порядок. Припугивают. Пока на словах. Хотя мой предшественник однажды обнаружил колеса своей машины порезанными».

Недавно на «Восточном» начальник смены сделала нелегалу замечание. Тот резко нагрубил. Мол, сиди в своем кабинете и не высовывайся. Я, дескать, здесь много начальников повидал: работал и буду! Вел себя, как хозяин. Виктор Тозик настоял, чтобы работница написала заявление в милицию. И сам написал письмо на имя начальника РОВД, попросив взять расследование под контроль. Его результатов ждут не только администрации автовокзалов, но, очевидно, и нелегалы.

Начальник автовокзала «Восточный» Артур Адамонис приводит типичный казус. Пассажир подходит к кассе и просит довезти его до Могилева за полтора часа. Ему отвечают: только за 2,5 часа, быстрее не позволяют правила движения и график. Пассажир недоволен. Почему, дескать, маршрутки могут, а вы нет? Но это могут лишь нелегальные маршрутки! Известно, например, что от Минска до Бобруйска некоторые доставляют за 50 минут. 120 километров! Легко подсчитать, с какой скоростью летит нелегал. Может он и за проезд взять на пару тысяч меньше. Или довезти клиента до подъезда. Лицензированный перевозчик не может: его маршрут утвержден, нарушать нельзя. Все эти «удобства» хороши до тех пор, пока, не дай Бог, что–то не случается. Лишь легальный перевозчик, продавая билет, тем самым заключает договор о страховании гражданской ответственности перед пассажиром. Нелегал не отвечает ничем! При этом ни состояние его здоровья, ни техническое состояние автомашины никак не контролируются.

...Вспоминаю рейд против браконьеров — «СБ» описала его 7 июля в статье «Лещик по цене паюсной икры». Маршрут в тысячу километров, маскировка, ночные засады под дождем, с комарами... А здесь — подходи и бери браконьера на колесах голыми руками. Делай «контрольную закупку» — и бери! Хоть налоговый инспектор, хоть транспортный. Почему не берут? Думаю, нелегалы сами подожмут хвосты, если на них надавить всерьез. Конфисковав, например, пару микроавтобусов. И дикторы вокзалов могли бы об этом напоминать: мол, граждане нелегалы, за такой–то период у ваших коллег конфисковано столько–то машин.

Ан нет! Конфискация транспортного средства за подобные нарушения не предусмотрена. Возможен лишь штраф, который, кстати, только добавляет нелегалам прыти: дескать, надо побыстрее «отбить» потерянные деньги и заработать страховку на будущее...

Что, распишемся в своем бессилии?..

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter