Передачу непрофильных объектов в систему ЖКХ нужно прекращать

Прошло выездное заседание рабочей группы по проблемам ЖКХ

Пока четкого понимания, как же будет выглядеть оптимизированная структура жилищно-коммунального хозяйства, нет. В каждой области — свои подходы и свое видение принципиально важных вопросов. По мнению некоторых руководителей, главное, что надо сделать сегодня, — отделить структуры, непосредственно оказывающие услуги населению, от несвойственных им функций. Например, благоустройства дорог, содержания улично-дорожной сети, банного хозяйства, озеленения территорий, обслуживания сетей наружного освещения, содержания кладбищ...

В конечном счете эти затраты ложатся на плечи граждан. Об этом шла речь на выездном заседании рабочей группы по проблемным вопросам ЖКХ во главе с председателем Комитета госконтроля Александром Якобсоном.

— Нынешняя модель хозяйствования в системе ЖКХ приводит к иждивенчеству, отсутствию инициативы и конкурентной среды. Отсюда — имеющееся качество оказываемых услуг, — считает председатель Комитета госконтроля Гродненской области Василий Герасимов. — Действующая схема управления ЖКХ в Лидском районе позволяет решать финансовые вопросы низкорентабельным и убыточным подразделениям, то есть «латает дыры» за счет бюджета. Мы предлагаем объединить отдельные районные предприятия в Слониме, Щучине и Сморгони, а также создать в Гродно единое предприятие городского хозяйства. Эти предприятия без права юридического лица смогут выполнять работы по обслуживанию объектов благоустройства, наружного освещения, банного хозяйства и другим. В результате численность структуры управления уменьшится на 132 человека, экономия составит 12 млрд. рублей в год. Но это лишь один возможный вариант.

Из разных предложений по усовершенствованию работы в сфере ЖКХ наибольший резонанс вызвала инициатива по объединению водоканалов в отдельную структуру по типу РУП «Гродноэнерго». Но здесь мнения разделились. Есть несомненные плюсы, как есть и нелицеприятные примеры работы имеющихся на Гродненщине самостоятельных водоканалов. Так, один руководитель, имея на депозитах миллиарды рублей, просил деньги из бюджета на проектирование культурно-оздоровительных комплексов с банями и бассейнами. Другой не вкладывал средства в ремонт канализационных сетей. В результате — оказал услуг по водоотведению на 3 млн. кубических метров, а прокачал через сети 6 миллионов кубов. Из них половина — грунтовые воды, проникшие в канализацию из-за ненадлежащего состояния этих сетей. Затраты включили в тарифы, которые легли на плечи потребителей.

— Лидский район, в котором мы побывали, не совсем типичный: здесь прошли «Дожинки», отремонтирован почти весь жилищный фонд. Отсюда и малое количество жалоб от жильцов, — отметил Александр Якобсон. — В целом ситуация достаточно сложная. Что касается передачи непрофильных объектов в систему ЖКХ — это не что иное, как попытка местных органов власти скрыть истинное положение дел с вовлечением в хозяйственный оборот объектов недвижимости. Это принципиальный вопрос. Любая услуга должна быть понятна и доступна.

В ближайшее время все заинтересованные руководители соберутся и выработают четкие позиции по оптимизации структуры ЖКХ, где главное — отделить заказчика от подрядчика, исключить перекрестное субсидирование, обеспечить выход на самостоятельный баланс предприятий ЖКХ по отраслевому признаку. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter