Знакомство туристов с интригующей достопримечательностью Гродненщины начинается с экскурса в историю. И это уже само по себе интересно. Уникальный по масштабам и технической мысли канал строился 15 лет по утвержденному лично в 1824 году императором Александром I плану. Задумывалось протянуть водную артерию на 395 километров, но ее так и не достроили. Потомкам оставили водный путь как уникальный памятник гидротехнического зодчества протяженностью около 103 километров. Он начинается от озера Сервы вблизи польского Августова и пролегает практически до Гродно.
Первые десятилетия после открытия канал активно использовался для перевозки грузов и товаров. Здесь могли проходить суда до 4 метров длиной и 5 метров шириной. В середине XIX века водный путь начали использовать для транспортировки леса, но после он утратил свою функцию водного торгового пути. Тем не менее красоты Августовской пущи еще в те времена сделали его туристической Меккой. В 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия, позже открылся и конный маршрут.
Разрушительное дыхание двух войн в полной мере отразилось и на этой достопримечательности. После Второй мировой войны пришедший в запустение канал был списан с баланса. Новая страница его истории началась в декабре 2004 года с Указа Президента Беларуси «Об организации работ по реконструкции части Августовского канала».
Немало было споров по поводу того, каким ему быть. Но все сошлись в одном — максимально аутентичным. Два года длилась масштабная реконструкция. Возрождение объекта было оценено почти в 15 миллионов долларов. По мнению экспертов, удалось более чем на 90 процентов воссоздать оригинал. А в 2011 году на территории, прилегающей к знаменитому водному пути и руслу Немана, был создан парк «Августовский канал».
Сегодня самые популярные туристические маршруты, включая водные, пешие и велосипедные, ведут именно сюда. Начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик отмечает возросший интерес к необычной достопримечательности в связи с безвизовым въездом:
— Сняты барьеры, препятствующие туристическому потоку. Ценность и привлекательность Августовского канала в том, что это трансграничный объект. Из 103 километров канала 80 находятся на территории Польши и 23 — в Беларуси. Можно начать путешествие в Польше, продолжить в Беларуси и дальше по Неману добраться до Литвы. На канале находится пункт пропуска для водных, пеших и велотуристов. В прошлом году им воспользовались 3 тысячи человек. О развитии свидетельствует тот факт, что за последние годы в районе канала открылось 15 агроусадеб, построены десятки километров новых автомобильных дорог и велодорожек.
Примечательно, что вскоре туристы смогут узнать об одном из самых интригующих мест Гродненской области с помощью приложения-путеводителя. Курирует этот проект управление спорта и туризма Гродненского облисполкома, заручившись информационной и научной поддержкой ученых ГрГУ имени Янки Купалы. По задумке мобильный гид охватит не только канал с его историей, но и окрестности. Специалисты рассказали, что сейчас завершается разработка велосипедных маршрутов с отмеченными точками питания, местами отдыха, достопримечательностями и т. д.
А этим летом был торжественно открыт маршрут «Август Вело», проложивший дорогу любителям велопутешествий из стран ЕС до Гродно. Через польский маршрут Green Velo, который почти 2 тысячи километров проходит вдоль восточной границы соседнего государства, он соединил белорусский областной центр с сетью велосипедных маршрутов Euro Velo. Протяженность нового велопути, итоговой совместной работы Гродненской области и Подляского воеводства, около 50 километров, и пролегает он по живописнейшим, богатым историей местам канала. К слову, начинается маршрут у польской деревни Микашувка, проходит через пограничный переход «Лесная — Рудавка» около деревни Кужинец. Далее ведет вдоль Августовского канала через шлюзы Волкушек, Домбровка, Немново. Затем уходит в сторону деревни Радзивилки, где можно увидеть старинную усадьбу Гурских, Сопоцкин с его уникальным музеем писанки и Святск, где вскоре откроется после реконструкции величественный дворец Воловичей. Ближе к Гродно маршрут примыкает к Неману и подходит к популярной туристической базе «Привал». Путешествие многообещающее.
Открывая «Август Вело», председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов отметил:
— Вместе с руководством Подляского воеводства мы сделали еще один шаг в нашем сотрудничестве, в частности, в развитии такого важного сектора, как туризм. Проект реализуется за счет международных программ, за этот год мы освоили около 100 тысяч евро. Будем развивать маршрут дальше.
Внесение Августовского канала в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО стало ключевой темой последующей встречи Владимира Кравцова и бурмистра Августова Мирослава Карольчука в Гродно. Обе стороны констатировали, что Августовский канал — общий белорусско-польский проект, который включает популярные туристические маршруты. К тому же по обе стороны границы проводится много мероприятий, связанных с историей и культурой соседних народов. Была озвучена идея создания еще одного пункта пропуска «Софиево — Липщаны», позволяющего увеличить пропускную способность безвизовых туристов.
Кстати, соседи приехали в Гродно с конкретными предложениями. Городская власть Августова намерена построить пешеходно-велосипедный мост через реку Нетта, открыть оригинальный музей Августовского канала с использованием современных технологий для проведения виртуальных экскурсий.
Осенью на польской стороне планируется провести международную конференцию по этой теме, где и обсудят все нюансы.
semenova@sb.by
Фото Леонида ЩЕГЛОВА.