Педагогическое дежа–вю

Ох, и нелегкая же это работа — детей воспитывать...
Бить или не бить? Таким вопросом задавались, думаю, даже самые терпеливые родители. Вроде бы любое прикосновение к ребенку педагога или воспитателя — повод если не для судебного разбирательства, то уж для внутренних разборок с далеко идущими выводами — точно. Но я о другом. Я о тех отношениях, в которые общество напрямую вроде как не вмешивается. О внутрисемейных. Здесь, увы, эту извечную дилемму многие все–таки решают в пользу старого отцовского ремня с медной пряжкой.

— А что делать, если по–другому не понимают? — у знакомой, мамы троих сыновей, этот довод — самый весомый.

Выместить злость, даже отчаяние, выпустить пар — и считать инцидент исчерпанным, что может быть проще? К счастью, дети еще очень отходчивы и незлопамятны в том возрасте, когда мы можем их отшлепать. Конечно, на то, чтобы его «расковырять» в поиске первопричины проступка, нужно куда больше времени. Куда больше душевных сил и стараний. А век сейчас такой скоростной. А времени так на все не хватает.

И еще наблюдение. Вы обращали когда–нибудь внимание, как мы с детьми разговариваем? Однажды в парке я просто прислушалась. «Вот наказание!» — сетует одна мамочка, вытягивая карапуза из грязи. «Горе ты мое!» — пеняет другая родительница юному футболисту, идущему с разодранной штаниной. Это наблюдения у песочницы. Дальше — больше: «У всех дети как дети — у меня же...» (вариативность зависит уже от фантазии и степени образованности самого родителя).

Воспитывать детей надо — против этого никуда не попрешь. Но стоит, может, иногда задуматься и о том, что человечек — личность. Маленькая, несформировавшаяся, но уже — личность. Как уверяют современные психологи, с самого рождения.

— Мой ребенок — что хочу, то и делаю, — бросает мамаша, шлепающая ребенка при всех в парке. Кто–то сделал ей замечание.

Из всех своих знакомых я от силы пару семей назову, которые «никогда, даже пальцем». Все остальные — изредка, регулярно, частенько... Официальной статистики в делах семейных, понятное дело, нет, законами они не регулируемы (если речь не идет о серьезных телесных повреждениях). Есть только увещевания психологов о том, что вы культивируете в юной личности чувство несправедливости. «Но слов ведь не понимает», — самый безоговорочный и ударный аргумент.

Стоит ли бить ребенка, как его наказывать — самые рейтинговые вопросы в родительских форумах любого семейного портала. И все посты, кстати, парадоксально начинаются: «Меня мама била». Дальше — варианты: ремнем, тапком, шлангом... Потом — долгие излияния на тему: «Я запомнила ту обиду на всю жизнь». И неожиданное заключение: «Своего ребенка я отшлепала тоже». Может быть, в порыве гнева, раздражения, отчаяния. Оправдания–то всегда найдутся, только копни. Да еще и бабушка над ухом бормочет: «Раньше говорили, пожалеешь розги — испортишь ребенка. Очень верная политика была!» Несмотря на все психологические «заморочки» и выкладки, там, за закрытой дверью приватного жилища, все развивается по спирали: нас били — и ничего, людьми выросли, и из сына дурь выбьем...

Ох, и нелегкая же это работа — детей воспитывать. Не я первая, не я последняя бьюсь об эту простую и, может, одну из самых сложных в мире дилемм. И решать ее каждый будет всякий раз сам — как по тонкому неизведанному льду.

А напоследок — один исторический факт: Екатерина II отменила порки в учебных заведениях. И уже через пару десятков лет это аукнулось: в России появилась целая плеяда поэтов, композиторов, художников, декабристов, философов и вольнодумцев. Я, конечно, не настаиваю. Может, совпало. Но не сочтите за труд, припомните это, сжимая в ладони широкую пряжку старого отцовского ремня...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter