«Павлинка» с бродвейским размахом

А знаете, это хорошо, что не все церемонии вручения наград подобны голливудской с их традиционными «спасибо всем–всем–всем и любимой болонке». Во всяком случае, лицо конкурса «Телевершина» показалось мне милым в своей естественности и без излишков макияжа. Уместно выглядели на нем любые откровения, даже признание Александры Бутор, что она получает «тройки» от преподавателей в академии искусств...

Вершки и корешки Александры Бутор


А знаете, это хорошо, что не все церемонии вручения наград подобны голливудской с их традиционными «спасибо всем–всем–всем и любимой болонке». Во всяком случае, лицо конкурса «Телевершина» показалось мне милым в своей естественности и без излишков макияжа. Уместно выглядели на нем любые откровения, даже признание Александры Бутор, что она получает «тройки» от преподавателей в академии искусств. Хотя кому быть отличницей, как не ей: клипмейкеру со стажем, режиссеру многих новогодних и военных роликов, фильма «Однажды под Новый год» на ОНТ? А нашумевшая «Павлинка–NEW» вывела Бутор к триумфальной арке дважды: мюзикл получил Гран–при «Телевершины», автор — приз за лучшую режиссуру. Жаль, конечно, интервью у героини пришлось брать мне не на красной ковровой дорожке, а за кулисами Дворца Республики в уставленной аппаратурой подсобке. Но надо отдать должное Александре, такому экспромту она не воспротивилась и поделилась эмоциями по поводу наград с пылу с жару.


— Александра, вы чувствовали себя, должно быть, как на церемонии вручения «Оскара»?


— Нет, скорее как на экзамене. Не знала, что сказать. И до сих пор дрожу — эмоции захлестывают! Ведь в зале сидели мои преподаватели, а Александр Ефремов, у которого на первом курсе учусь на отделении режиссуры кино, и вовсе был председателем жюри.


— Поступали в академию искусств на общих условиях?


— Да, без каких–либо преференций. И Александр Васильевич очень строг ко мне, ставит «тройки» и требует самоотдачи по максимуму. Мне очень интересно с ним работать, но часто приходится пропускать занятия.


— Зачем нужна теория, если в режиссуре вы не первый год?


— Мне хотелось бы изучить эту дисциплину на более глубоком уровне. Я отучилась уже на отделении режиссуры телевидения, и «Павлинка–NEW» — мой телевизионный проект. Каждый режиссер мечтает снимать кино, а мюзикл — нечто близкое к художественной картине. Но заветная мечта — экранизировать «Колосья под серпом твоим» Владимира Короткевича. Произойдет это, конечно, не скоро — слишком масштабное произведение, фактически «Война и мир» по–белорусски.


— А какого кино не хватает нашему зрителю?


— Рязановского, душевного. От фильма «Андерсен» я была просто в восторге. Тем более Рязанов давно уже не снимал, а предыдущие его картины были не столь совершенны.


— Вы, наверное, уже вошли во вкус, и вслед за первой ласточкой появятся вскоре и другие мюзиклы?


— Как ни странно, таких планов пока нет. Чувствую себя уставшей от «Павлинки», которой занималась полгода — с июня и до 30 декабря. Над клипами обычно работаю максимум месяц. Сейчас мне хочется учиться, снимать курсовые на кинопленку. Мои клипы в основном сняты на «цифре», не считая видео Ирины Дорофеевой «Вышита сорочка» и «Павлинки». «Картинку» в мюзикле сделал мой муж Михаил Тихонов, он очень хороший видеоинженер. Там тоже кинопленка, обработанная многими фильтрами.


— Сценарий придумывали под конкретных исполнителей?


— Конечно, проект был рассчитан на эстрадных артистов. Авторы сценария Юлия Гирель и Светлана Владимирова и я предложили на каждую роль по несколько претендентов, а руководство канала утвердило лучших. Правда, мне очень хотелось заполучить хотя бы одного театрального мэтра, поэтому настояла на кандидатуре Сергея Журавеля. Музыкальной базой, мы посчитали, должны быть шлягеры «Песняров», «Сябров», но сочинили и несколько собственных песен.


— Артисты бродвейских мюзиклов рисковать привыкли, а вот среди наших исполнителей петь, стоя на голове, готов лишь Альберт Скороход...


— У нас странно вышло: трюки, прописанные в сценарии, исполнить артистам оказалось не под силу. Евгений Булка не умел водить машину, и прямо на съемочной площадке выяснилось, что за рулем он впервые. А авто было раритетным и дорогим, его хозяин ходил мокрый и испуганный. Евгений Лашковский не только не умел плавать, но и вообще боялся воды. Таня Лазовская не держалась на лошади. Но Лазовскую и Лашковского мы отправили на курсы, а вот Булку, конечно, не успели.


— Каких канонов жанра вы придерживались?


— Мюзикл должен быть таким, каким и получился: красочным, богатым, веселым. Кстати, меня спрашивают о бюджете. Так вот, он мне неизвестен. Могу сказать только, что ни в чем не ограничивали. Мы не претендовали на высокохудожественное кино. А ориентировались на украинцев, их эстрадные шоу гораздо ярче и выразительнее российских. Один из моих любимых режиссеров — Семен Горов, режиссер мюзикла «Золушка». Конечно, хотелось не ударить в грязь лицом, тем более у нас любят ругать своих. Слышала очень много отзывов как положительных, так и критических, но все сходятся в одном: это лучшее шоу из тех, что были на канале.


— Для меня загадка, как вы — такая хрупкая и женственная, командовали двумя сотнями человек на съемочной площадке...


— Знаете, как раз когда меня вызвали на сцену получать награду, сказала мужу: «Не пойду, боюсь выступать перед таким огромным залом». А он в ответ: «Надо же, на съемках справлялась с такой толпой, а тут струсила?» Но на площадке я всегда чувствовала себя в своей тарелке. Хотя все люди разные, кое–кто из артистов со звездными замашками, но такие попытки быстро пресекались. Я умею, если надо, разговаривать жестко, не миндальничая. Правда, все меня потом прощали, с артистами мы нашли общий язык и подружились.


— А в клипах «танцуете» от сюжета или спецэффектов?


— Конечно, от сюжета. Простая душевная история нравится всем. Спецэффекты не люблю, они требуют длительной и кропотливой работы, а артисты, как правило, хотят видеть готовый результат как можно быстрее. И, в конце концов, соревноваться с россиянами или американцами нам пока не приходится. Но качество клипа, считаю, зависит не только от бюджета. На первом месте профессионализм — у человека должно быть режиссерское образование, чтобы он мог не только придумывать, но и знать, как воплотить свои идеи в реальность. Нужна еще профессиональная команда, разумеется. А главное — хорошая песня.


— Музыку вы слушаете обычно как критик, меломан, любитель?


— Как режиссер — непременно перед глазами появляется видеоряд. Александр Васильевич сейчас настаивает, чтобы почаще включали классическую музыку, и я уже просто не могу — тону в картинках. Обычно после первого же прослушивания начинает складываться какой–то сюжет. Даже если хочу что–то изменить потом, сложно избавиться от первого впечатления.


— Насколько приблизились вы сегодня к мечте о собственной телестудии?


— Как и три года назад, не забываю о ней, но пока не уверена в своих администраторских способностях. Надеюсь, найдутся надежные люди, на которых можно было бы положиться и которые помогли бы мне с этим проектом.

 

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter