Международная программа форума «ТЕАРТ» удивляет своим многообразием

Пациент скорее жив

“Осеннее обострение” у театралов проходит благополучно
Международный форум театрального искусства “ТЕАРТ” продлится еще две недели. Его масштабная программа подходит к своему экватору. Но и на фестивальных “обочинах” театральная жизнь не замирает. В частности, к нам приехал с гастролями Московский театр на Малой Бронной. На этой неделе он показал в Минске два спектакля: “Сирано де Бержерак” Павла Сафонова и “Салемские ведьмы” Сергея Голомазова.

Один из самых экстравагантных спектаклей международной программы “ТЕАРТа” этого года — хореографическая фантазия “Даркнесс Пумба” из Южной Кореи.

Жюрить не журить


Художественный руководитель Минского областного драматического театра Валерий Анисенко отправился на Урал: по приглашению известного российского режиссера, художественного руководителя уникального Пермского театра “У Моста” Сергея Федотова он стал членом жюри Третьего Международного фестиваля Мартина Макдонаха.

— К Федотову едут со всего мира, и для меня большая честь, что он пригласил меня на фестиваль в качестве члена жюри, — сказал Валерий Данилович. — Я был на первом фестивале Макдонаха и меня тогда поразил уровень постановок и поистине российский размах мероприятия. У Федотова мы можем только учиться: это он первым открыл для нас гениального ирландского драматурга, поставил все пьесы Макдонаха и проводит посвященный ему фестиваль. Жаль, что в свое время не состоялась его постановка в Витебске. Когда я руководил театром имени Я. Коласа, мы рассматривали вариант совместной работы. Возможно, в будущем срастется. Мне хотелось бы видеть в Перми и белорусские постановки. Например, в витебском театре идет спектакль “Каралева прыгажосці з Лінэна” по пьесе Мартина Макдонаха с прекрасными актерскими работами в постановке Ирины Тишкевич. На мой взгляд, он достоин фестивального внимания. Наши режиссеры еще не так активно обращаются к творчеству Макдонаха, говоря о какой-то чрезмерной жестокости, натурализме его пьес. Я их таковыми не считаю. Наоборот, мне кажется, что между нашими странами — Беларусью и Ирландией, между менталитетами наших людей есть много общего.

Охота на самого себя


В Республиканском театре белорусской драматургии художественный руководитель Киевского театра “Золотые Ворота” Стас Жирков выпускает новую версию знаменитой “Утиной охоты” Александра Вампилова. Премьера будет называться “Паляванне на сябе”. Снова обещан яркий и непредсказуемый “сновидческий реализм”, за который мы так и полюбили режиссерский стиль Стаса Жиркова. Он обещает серьезное высказывание о современном Минске и белорусских мужчинах.

Звездный путь


В Новом драматическом театре, напротив, рискнули поговорить о женском одиночестве и сексе. Без обиняков и пунцовых щек. С глазу на глаз. Исключительно со зрителем. Главный режиссер театра Сергей Куликовский 3 октября выпустил на не подвластный звону злата зрительский суд премьеру “Жанна” по культовой пьесе российского драматурга Ярославы Пулинович. В московском Театре наций в спектакле по этой пьесе роль деловитой бизнесвумен Жанны Георгиевны исполняет звезда больших и малых театров Ингеборга Дапкунайте. В белорусской версии в этом образе неожиданно остро блеснула актриса Наталья Капитонова.

Кстати, “Жанну” в Новом драматическом вполне можно назвать звездным спектаклем, потому что театр, расположенный в Автозаводском районе, воспитал свою систему звезд. Сюда сломя голову бегут девочки-школьницы, чтобы увидеть Эрика Абрамовича, звезду картины “В личное пространство вход воспрещен”, или ходячую секс-икону Андрея Бибикова. Не говоря уже о том, что каждый спектакль с участием Алексея Верещако тоже становится “ломовым”. В общем, правильной дорогой идут товарищи во главе с главным режиссером театра Сергеем Куликовским, поработать с которым мечтают многие российские театры от Томска до Владивостока.

Чехов на языке глухонемых


Российская глубинка давно задает театральные тренды. Завтра и послезавтра в программе “ТЕАРТа” — номинант “Золотой маски”, спектакль из Новосибирска “Три сестры” театра “Красный факел”. Поставил его Тимофей Кулябин. В Минске уже видели его спектакли “Онегин” и “Иванов”. На этот раз режиссер снова двинулся в незнаемое. Речь чеховских персонажей, все эти набившие оскомину пассажи про “влюбленного майора”, “В Москву! В Москву!..”, “зеленый пояс” и прелесть несуществования (“О, если бы не существовать!” — вздыхает один из героев пьесы) Кулябин перевел на язык глухонемых.

Четыре часа напряженного психологического действия с сурдопереводом — настоящее испытание для зрителей. Но завсегдатаев “ТЕАРТа” этим не испугаешь. Сходим — обязательно поделимся впечатлениями. Что это — просто формальный эксперимент или художественное высказывание, хватающее за душу и не отпускающее до самого конца? Найти ответы на эти вопросы поможет и творческая встреча актеров со зрителями.

...Эх, чего мы только ни насмотрелись за эти годы — и все живое, актуальное, моднючее. Кстати, в нынешней программе “ТЕАРТа” нет излишнего радикализма. И вообще мне кажется, что мода на радикализм постепенно уходит из театрального мира. Порой нас так пугают выпуски новостей, рассказывающие об очередном тайфуне, что никакого радикализма уже не хочется. А хочется простого человеческого разговора, вдумчивого и неспешного, пусть даже без хеппи-энда. Любой радикализм в театре — лишь манок, фишка, он заслоняет собой человека и проблему.

Проездом из Авиньона


Впереди у гостей “ТЕАРТа” — спектакли — участники Авиньонского театрального фестиваля “Арктика” (Бельгия) и “Сайгон” (Франция — Вьетнам). Это международные проекты, созданные совместно со старейшим французским театральным коллективом — Национальным театром “Одеон”. Примечательно, что оба спектакля созданы амбициозными, как пишет европейская критика, женщинами-режиссерами. (У нас с женской режиссурой как раз что-то не ладится.) “Арктику” поставила Анн-Сесиль Ванделем, “Сайгон” — Каролина Гуиела Нгуен.

...Чувствуют ли наши режиссеры себя частью европейского театрального процесса? В фестивальной горячке кажется, что да. Но практика показывает: минует фестиваль, и все наши провинциальные комплексы снова лезут наружу. Поактивнее надо быть, господа! Все нас любят, все к нам едут — от Коршуноваса до Марины Давыдовой. И этим надо пользоваться, не замыкаться в собственной раковине и не культивировать в своих спектаклях негативные эмоции. Даешь позитив!

А судьи кто?


Начинает работу Национальная театральная премия Беларуси: ваш непокорный слуга в этом году стал членом жюри премии в секции “Драма”. Посему, дорогие читатели, вы будете узнавать обо всех новостях и интригах премии из первых рук. Церемония награждения состоится 21 декабря в Купаловском театре, и до этого жюри в нашей номинации, собравшись с духом и силами, отсмотрит 22 спектакля.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter